Слайд 1Новые требования по допуску выпускников 11-х классов к ЕГЭ по
русскому языку
Слайд 2Нормативно-правовая база
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
1.Рекомендации
по организации и проведении итогового сочинения (изложения)
2. Технический регламент проведения
итогового сочинения (изложения)
3. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
4. Бланк регистрации
Слайд 3По желанию :
освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие
годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего
образования;
граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях выпускники прошлых лет.
(Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично).
Слайд 4Сроки написания итогового сочинения
Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря;
при
невыполнении работы итоговое сочинение проводится в первую среду февраля и
первую рабочую среду мая.
Слайд 5Повторный допуск к сдаче итогового сочинения
Повторно допускаются к сдаче итогового
сочинения в текущем году:
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению неудовлетворительный результат
(«незачет»);
Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Слайд 6Права участников образовательного процесса
В целях обеспечения права на объективное оценивание
итогового сочинения обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление
на повторную проверку сданного ими итогового сочинения комиссией из другой образовательной организации
Слайд 7 Продолжительность написания итогового сочинения
Продолжительность проведения итогового сочинения составляет
235 минут ( 3 часа 55 минут)
В продолжительность проведения итогового
сочинения не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж, заполнение обучающимися регистрационных полей и т.п.)
Слайд 8Продолжительность написания итогового сочинения для особой категории обучающихся
Для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, выпускников прошлых лет, обучающихся детей-инвалидов продолжительность
проведения итогового сочинения увеличивается на 1, 5 часа.
При продолжительности экзамена 4 часа и более организуется питание.
Слайд 9Критерии оценивания итогового сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1
и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо
получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев ( №3 - №5).
При выставлении отметки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого – либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Слайд 10Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник
рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает
на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если содержание сочинения не соответствует теме или в нем не прослеживается раскрытие цели , т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях ставится «зачет»).
Слайд 11Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для
построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может высказать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 12Критерий №3.«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь
выдерживать соотношение между тезисами и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть ( во всех остальных случаях ставится «зачет»).
Слайд 13Критерий №4. «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки , существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 14Критерий №5. «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если
грамматические, орфографические и пунктуационный ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение
и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов, итого 18 ошибок на 350)
Слайд 15Направления, комментарии, рекомендуемые литературные произведения
«Недаром помнит вся Россия…»
Темы сочинений, сформулированные
на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества
М.Ю.Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах героя Лермонтова и т.п.
Рекомендуются лирические произведения с различной тематикой, роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри», «Демон».
Слайд 16Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления
о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны,
о нравственном выборе человека на войне ( с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Рассказы и повести о Великой Отечественной войне, в которых война раскрывается с разных сторон ( от рассказов, созданных в 40-е - 80-е годы)
Слайд 17Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на
основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над этическими, социальными, экологическими и
др.аспектами взаимодействий человека и природы.
И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»
А.И.Куприн. «Олеся»
В.Астафьев. «Затеси», «Людочка»
Н.Почивалин. «На природе»
Слайд 18Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение
о семейных ценностях, о разных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями:
психологической социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Д.Бикин «Третий сын»
И.Крамшина «Сыновий долг», «Эквивалент счастья»
К.Паустовский «Телеграмма»
В.Токарева. «Самый счастливый день»
Слайд 19Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают размышление о ценностных ориентирах
человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на
материала отечественной и мировой литературы).
Произведения, в которых показано влияние музыки, литературы, живописи и т. п. на нравственность человека
Слайд 20Требования к содержанию и построению сочинения
1. Сочинение должно соответствовать теме,
которая должна быть правильно понята, полно и глубоко раскрыта. На
основе знаний и точной передачи фактов должно быть дано правильное объяснение событий и поведения героев, выявлены особенности авторской точки зрения.
2. Работа должна иметь внутреннюю продуманную организацию (композицию), в основе которой положены общая идея, концепция, понимание аспектов формы и содержания произведения (произведений), предусмотренных формулировкой темы.
3. Анализ требуется вести целенаправленно и последовательно. Композиционные части нужно связывать друг с другом, стремиться к логичности переходов, соразмерности основных композиционных частей сочинения. Последнее в общем приблизительном виде может быть определено так: 10 – 15% - вступление, 75% - основная часть, 5 – 10% - заключение.
Слайд 214. Все положения, мысли, высказываемые идеи следует основательно аргументировать, привлекая
художественный и литературно-критический материал, важный и существенный для раскрытия разрабатываемой
темы. Цитирование должно быть уместным, точным, разнообразным по способам введения цитат в текст работы.
5. Язык сочинения должен быть выразительным, ясным, богатым в лексическом отношении, но не вычурным. Стиль работы следует соотносить с темой. Изобразительные средства языка, образность может быть использована для передачи отношения к описываемому, собственной точки зрения, эмоционального восприятия текста.
6. Следует стремиться к самостоятельности и оригинальности интерпретации, избегая субъективизма и бездоказательности
Слайд 22Содержательные, композиционные и стилистические аспекты сочинения
ВСТУПЛЕНИЕ
Всегда требуется перечислить задачи
работы, дать оценку темы, объяснить, как вы ее понимаете.
Здесь могут быть предварительно сформулированы важнейшие мысли, идеи сочинения.
Указывается и обосновывается материал, на котором будет раскрываться тема, если этого требует формулировка.
Почти всегда во вступлении уместно обращение к более общим вопросам: истории создания произведения, биографии писателя, оценке его творческого наследия, места в нем произведения.
Можно разъяснить смысл теоретических понятий, использованных в формулировке темы.
Слайд 23Основная часть
Важнейшее внимание уделяется тексту художественного произведения. Все прочие элементы
основной части должны быть так или иначе связаны с наблюдениями
над текстом, обоснованы ими, направлены на углубление понимания произведения.
Историко-литературный аспект, привлечение знаний о творчестве писателя в целом, указание на связи рассматриваемого текста с произведениями и художественными особенностями иных авторов, литературных направлений и групп – это может быть необходимо во многих случаях.
Самодостаточных теоретико-литературных наблюдений предлагаемые на экзаменах темы обычно не требуют. Поэтому теоретико-литературные понятия должны органично использоваться в ходе практической работы с произведением.
Думайте о необходимости композиционной стройности, стремитесь к логичности изложения и полноте охвата материала. Стройность достигается соразмерностью, очевидными и необходимыми связями между частями сочинения. Логичность означает внутреннюю непротиворечивость положений, обоснованность переходов от одной мысли к другой.
Слайд 24Полнота охвата предполагает, что затронуты все необходимые аспекты темы, указаны
достаточные для е обоснования качества героя, особенности формы произведения.
Недопустимы неумеренный
пафос, назойливое выпячивание собственной точки зрения, утверждение в качестве собственного мнения вполне очевидных, общепринятых идей, мыслей , положений (Я считаю, что Пушкин с симпатией относится к Татьяне Ларине).
В то же время сочинение – это творческая, а не научная работа. Излишне сухая, вовсе без эмоций речь, не только неинтересна, но даже может противоречить теме, например, когда таким образом пишется сочинение о любимом лирическом стихотворении, рассказе, писателе.
Стремитесь к убедительности вашей работы. Старайтесь использовать в ней разные типы речи: описание – перечисление наиболее важных сторон предмета или явления, повествование – рассказ о событиях, рассуждение – проведение определенной мысли, подготовка вывода через сопоставление предметов, понятий, явлений, идей.
Слайд 25Заключение
Обобщаются высказанные идеи, сделанные наблюдения, подводятся итоги, делается вывод о
справедливости, доказанности высказанного во вступлении положения, мысли.
Эпиграф не обязателен. Если
используется, то главное, чтобы он соответствовал теме.
Задача эпиграфа подчеркнуть, сделать более весомой мысль, которую необходимо обосновать в сочинении, создать необходимый эмоциональный фон для его восприятия.
Необходимо соблюдать хронологический принцип при употреблении в качестве эпиграфов слов известных исторических лиц. Лучше, когда в качестве эпиграфа используются слова современника писателя или человека, жившего раньше, чем тот, о котором вы пишите сочинение.
Высказывания наших современников в качестве эпиграфа к сочинениям о классиках обычно нежелательны.