Слайд 1Обособленные определения
В
4
Автор: Русакова Инна Леонардасовна г.Лодейное Поле
Слайд 2Что такое ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?
Обособленное определение - это определение, которое выделяется
интонацией и запятыми.
Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
и др.
Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ.
Слайд 3 СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:
1. Причастным оборотом.
Тропинка,
зарастающая травой, вела к реке.
2. Прилагательным с зависимыми словами.
Довольный
своими успехами, он рассказал мне о них.
Слайд 4 СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:
3. Одиночным прилагательным или
причастием.
Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Уставшие, туристы
решили отказаться от повторного восхождения.
4. Однородными одиночными прилагательными.
Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Слайд 5
Формулировка задания В4 теста ГИА
B4. Среди предложений 1–4 найдите предложение
с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Слайд 6
B4. 1. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
– (1)Только у меня к тебе одна
просьба, – сказала бабушка...
(2)Что это за просьба была и когда бабушка попросила?.. (3)Наверное, когда я был совсем маленьким, лет в пять...
(4)Я у неё в гостях, вхожу в комнату и вижу: на старом одеяле, разостланном на полу, высится гора песка.
4
Слайд 7
B4. 2. Среди предложений 6–8 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(6)И вот от голода, от холода, от
тоски я стал заниматься лепкой. (7)В бывшей мастерской живописи и ваяния, отданной под приют, было сколько угодно белой скульптурной глины. (8)Как-то я взял кусок, размочил его кипятком и начал мять в пальцах.
7
Слайд 8
B4. 3. Среди предложений 18–22 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(18)Но, протиснувшись в часовню, я ничего не
вижу. (19)Сейчас в ней темно, и скупой цвет, проникающий из окон, заслонен здесь спинами туристов. (20)Толпа стоит плотно и упрямо, локоть к локтю. (21)Надо бросать монеты в осветительный автомат, но никто не торопится: пусть это сделает другой. (22)Наконец раздается щелчок: кто-то все же решился.
19
Слайд 9
B4. 4. Среди предложений 2–5 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
2
(2)В сумерках трудно было рассмотреть лицо генерала:
глаза его, скрытые стеклами очков, тонули в тени. (3)Слева от командующего, склонившись над картой, сидел полковник Богданов.
-(4)Здравствуй, Горбунов, - приглушенным голосом проговорил генерал.
(5)Он поднялся и медленно подошел к окну, заслонив его саженной спиной.
Слайд 10
B4. 5. Среди предложений 23–24 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
23
(23)После света Сашка не сразу и разглядел
командира, сидевшего в глубине в наброшенной на плечи шинели. (24)И, разглядев, не узнал.
Слайд 11
B4. 6. Среди предложений 11–13 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
11
(11) Мы помним, как начинали люди интересоваться
литературой – через библиотеки, находившиеся у отца или у родственников. (12) Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. (13) Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.
Слайд 12
B4. 7. Среди предложений 14–15 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
15
(14) Когда человек упорствует в своей ошибке
или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. (15) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет человек, совершивший ошибку, в ее исправлении.
Слайд 13
B4. 8. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
7
(6) Ему должно быть интересно изложить свою
точку зрения, убедить в ней, и материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. (7) Оратор, выступающий перед публикой, сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. (8) Только тогда будет его интересно слушать.
Слайд 14
B4. 9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с необособленным согласованным
распространённым определением.
4
(1)Лесная опушка. (2)Звездная россыпь над
головой. (3)Беззвучное течение реки . (4)Влажный, гонящий по телу мелкие мурашки ночной воздух. (5)Впереди, в километре, смутно проступает село, бугрящееся соломенными крышами.
Слайд 15
B4. 10. Среди предложений 4–9 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(4) Земля отцов! (5) Берг не чувствовал
никакой привязанности ни к детству, ни к маленькому еврейскому городку на Днепре, где его дед ослеп за дратвой и сапожным шилом. (6) Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами.
(7) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (8) Он предпочитал портрет, наконец, плакат. (9) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
6
Слайд 16Использованные ресурсы
http://www.proshkolu.ru
http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/blog-post_20.html#more
и др.
Слайд 17 Автор: Русакова Инна Леонардасовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лодейнопольская средняя школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов». Г.Лодейное Поле Ленинградской области.