Слайд 1УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
5 КЛАСС
Обучающее изложение по рассказу
К. Г. Паустовского
«Жильцы старого дома»
Малыгина Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ
СОШ № 88 Санкт-Петербурга
Слайд 2ЦЕЛИ:
*научить писать изложения c элементами повествования;
*развивать умение видеть
особенности повествовательного типа текста;
*воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского
Слайд 3КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
К.Г. Паустовский прежде всего ценитель русского языка
Писатель не
устает восхищаться "волшебством русской речи": "Тот народ, который создал такой
язык, - поистине великий и счастливый народ", ":многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск" .
Слайд 5Книги К.Г.Паустовского яркие,
романтичные, увлекательные
Слайд 8В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи
были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались
на чердаке.
Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон».
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
Слайд 10Вопросы и задания по первой части текста.
-Найдите и подчеркните в
тексте глаголы.
-Почему их так много?
(Их так много, чтобы проследить всю
последовательность событий)
- Какой тип речи использует писатель?
(Повествование)
-Охарактеризуйте повествование как тип речи.
(Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях
( что было сначала, потом, затем… и наконец).
Слайд 11ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
Докажите, что это текст.
(Текст посвящён находке в старом доме
– шкатулке.)
-Сформулируйте тему и идею.
(Главная мысль текста – время не
щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…)
Слайд 12ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ПОДБЕРИТЕ ЗАГОЛОВОК.
«Шкатулка»
«Чудесный звон»
«Музыкальная шкатулка»
«Сломанная
шкатулка»
«Старая шкатулка»,
«Находка»,
«Шкатулка, играй!»
Слайд 13ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
-Найдите начальную часть текста – вступление.
- В каком абзаце
завязка действия?
(Во втором абзаце.)
- Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность
действия:
Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли.
Последовательность действия – это движение от начала до конца.
- К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст?
(Повествованию, потому что указано, кто действовал, что происходило, где и когда.)
Слайд 14СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Однокоренные слова к слову:
повествование–
весть,
повесть,
известие,
извещение.
Слайд 15ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
- Есть ли в тексте описание? Является ли оно
главным или сопутствует повествованию?
(Описание шкатулки: валики с тонкими рычажками и
шипами. Украшения бронзового рычажка-стрекозы, бабочки, жуки – поясняют наш интерес к находке – не более того. Описание не является самоцелью.)
Слайд 16ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ РАССКАЗА
Как-то осенью, поздней ночью, в старом и
гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими
молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.
Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.
Слайд 17ПОДУМАЕМ НАД ПЛАНОМ
1.И полилась мелодия…
2.Шкатулка заиграла.
3.Даже ходики притихли.
4.Концерт окончен.
Слайд 18
звон
стеклянный
периливающийся
чудесный
таинственный
Слайд 19ЭПИТЕТ -
яркое, образное определение
Слайд 20НАЙДИТЕ СЛОВА, УПОТРЕБЛЕННЫЕ В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ
Полилась мелодия
Проснулась шкатулка
Наполняла дом
Ходики притихли
от изумления
Как мы ни бились
Слайд 21СПИШИТЕ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ПОДОБРАВ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО
Ос..нью, поз…ней, уд…рял,
мал…нькими, молоточ…ками, чудес..ного, пол…лась, соск…чила, ост…навливалась, нап…лняла, зам…лчала.
Слайд 22КАКИЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
кто-то
какая-нибудь