Разделы презентаций


Омонимия слов разных частей речи

Содержание

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал:–А у меня дома овсянка!–П..думаешь,– сказал Матвей,– у меня дома то(же) овсянка.–Люблю я овсянку!– добавил Сашка.–И я люблю!– ск..зал Матвей.–Она ж..лтая, кр..сивая такая!–И вкус(?)ная.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Омонимия слов разных частей речи
Границы моего языка
означают границы моего

мира.
(Людвиг Витгенштейн(1889-1951),
австрийский философ и логик)


Омонимия слов  разных частей речиГраницы моего языка означают границы моего мира.(Людвиг Витгенштейн(1889-1951), австрийский философ и логик)

Слайд 2Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал:
–А у меня

дома овсянка!
–П..думаешь,– сказал Матвей,– у меня дома то(же) овсянка.
–Люблю я

овсянку!– добавил Сашка.
–И я люблю!– ск..зал Матвей.
–Она ж..лтая, кр..сивая такая!
–И вкус(?)ная. Особенно с молоком!
–Как это – вкусная! Как это – с молоком?– уд..вился Сашка.
–Да так. А еще хороша с маслом или сахаром.
–Да ты про что говоришь?!– вспл..снул руками Сашка.
–Как это – про что? Про овсянку!– ответил Матвей.
–Про какую овсянку?
–Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
–И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду ж..ла и песни пела.
–Каша песни пела?– изумился Матвей.
–Какая каша? Не каша, а птица. Не слыхал про такую, что(ли)? Айда ко мне – мою овсянку слушать.
–Айда!– согл..сился Матвей.– А потом ко мне – мою овсянку кушать!

УЭ-2

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка ск..зал:–А у меня дома овсянка!–П..думаешь,– сказал Матвей,– у меня дома

Слайд 3. Ответьте на вопросы.
Почему друзья не поняли друг друга?
Эти слова

одной части речи или нет?
Как они называются?

. Ответьте на вопросы.Почему друзья не поняли друг друга?Эти слова одной части речи или нет?Как они называются?

Слайд 4Омонимы
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию

и написанию, но совершенно разные по лексическому значению: ключ (родник)

– ключ (дверной).

УЭ-2

ОмонимыСлова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому

Слайд 5Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
Простые люди всего мира взяли

дело защиты мира в свои руки.
Купец в своей лавке сидел

на деревянной лавке.
Он купил ириску, решил ее не есть,
Но как не съесть ириску,
когда ириска есть.

УЭ-2

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки.Купец в

Слайд 6В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой,
Все утро дождик ш..л косой.
Доч(?) грома –

капля-егоза,
К..нчая свой высотный путь,
Л..тела с круч(?), з..крыв гл..за,
В л..цо з..мли

боясь взгл..нуть.
Ск..льзнув с н..бесного стекла,
В ладонь цв..тка она стекла.

УЭ-3

В п..лях, (не)коше(нн,н)ых косой,Все утро дождик ш..л косой.Доч(?) грома – капля-егоза,К..нчая свой высотный путь,Л..тела с круч(?), з..крыв

Слайд 7Омоформы
Слова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах:

печь (существительное) – печь (глагол).
УЭ-3

ОмоформыСлова, совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах: печь (существительное) – печь (глагол).УЭ-3

Слайд 8Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму,

определите часть речи.
Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще

вчера оно так ярко и ласково нам светило.
Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

УЭ-3

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.Небесное светило было закрыто дождевыми

Слайд 9В полуде(нн,н)ый зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где

на сене
Лежа слушал песню Сени:
«Ах, вы, сени, мои сени».
УЭ-4

В полуде(нн,н)ый зной на СенеЯ искал напрасно сени,Вспомнив Волгу, где на сенеЛежа слушал песню Сени:«Ах, вы, сени,

Слайд 10Омофоны
Слова, одинаково звучащие, но имеющие разные написания: плот – плод.


УЭ-4

ОмофоныСлова, одинаково звучащие, но имеющие разные написания: плот – плод. УЭ-4

Слайд 11Найдите омофоны, объясните их написание.
Ел хлеб с ухой. – Ел

хлеб сухой.
Не под дождем – Постоим да подождем.
Илья тобою очарован.

– Иль я тобою очарован?
Лет до ста расти нам без старости.
Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума.
Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз.
Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

УЭ-4

Найдите омофоны, объясните их написание.Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой.Не под дождем – Постоим да

Слайд 12Серая ворона ч..рного ворона
Утром ругала, пр..сев на суч..к,
Новость о том

ра..несли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок.
УЭ-5

Серая ворона ч..рного воронаУтром ругала, пр..сев на суч..к,Новость о том ра..несли во все стороныСплетницы-кумушки –Сорок сорок.УЭ-5

Слайд 13Омографы
Слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению: за́мок –

замо́к.
УЭ-5

ОмографыСлова, одинаковые по написанию, но разные по произношению: за́мок – замо́к. УЭ-5

Слайд 14Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
Чай пили в

саду. – Пили скорей дрова.
Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!


Взбей яичные белки, И печенье испеки.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся: это окуни.
Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.

УЭ-5

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.Белки прыгают по

Слайд 15Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Богатство и разнообразие русской

лексики», употребив в нем все рассмотренные на уроке языковые факты:

омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Создавая сочинение, используйте материал урока или свои наблюдения.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Богатство и разнообразие русской лексики», употребив в нем все рассмотренные на

Слайд 16Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык -

это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. (Сергей

Довлатов, русский писатель)
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика