Разделы презентаций


Орфограммы в суффиксах и окончаниях

Содержание

Цель занятия: Повторить спряжение глаголов; повторить орфограммы в суффиксах причастий; повторить орфограммы в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени;отработать орфографические навыки (задание А16).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Занятие №8.
Орфограммы в суффиксах и окончаниях.

Занятие №8.Орфограммы в суффиксах и окончаниях.

Слайд 2Цель занятия:
Повторить спряжение глаголов;
повторить орфограммы в суффиксах причастий;

повторить орфограммы в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени;
отработать орфографические

навыки (задание А16).
Цель занятия: Повторить спряжение глаголов; повторить орфограммы в суффиксах причастий; повторить орфограммы в окончаниях глаголов настоящего и

Слайд 3Как определить спряжение глаголов?
Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному

окончанию, если оно ударное: петь - I спр. (петь - пою'т); сидеть - II

спр. (сидеть - сидя'т) и по суффиксу неопределенной формы (инфинитива), если личное окончание безударное.

Как определить спряжение глаголов?Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь - I спр. (петь

Слайд 4Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по инфинитиву.

II спряжение
Ко II спряжению относятся
Все глаголы

на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется - зиждутся );
7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть);
4 глагола на – ать (слышать, гнать, держать, дышать)

I спряжение

К I спряжению относятся все остальные глаголы.

Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по инфинитиву.      II спряжениеКо II спряжению

Слайд 5Личные окончания глаголов.
I спряжение

II спряжение

Личные окончания глаголов.     I спряжение      II спряжение

Слайд 6Потренируемся.
Вставьте пропущенную букву в слове
Бор..шься
Ход рассуждения:
Задаем вопрос к глаголу

бор..шься (что делаешь?)
ставим в инфинитив, не меняя

вида (что делать?) бороться
Определяем спряжение – I
Смотрим личные окончания глаголов I спряжения - -ешь
Борешься

Глаголы стлать и стелить и производные от них: выстлать - выстелить, застлать - застелить, постлать - постелить, перестлать - перестелить и др. - имеют личные окончании I спряжения: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Потренируемся.Вставьте пропущенную букву в словеБор..шьсяХод рассуждения:Задаем вопрос к глаголу    бор..шься (что делаешь?) ставим в

Слайд 7Примечания.
Примечание 1. 
Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к

разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений.

Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных -- окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа - брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа - брезжут (I спряжение).

Примечание 2.

Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют.

Примечания.     Примечание 1. Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I

Слайд 8 Примечание 3.
Глаголы баять, блеять, веять, каяться, лаять,

лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить), хаять,

чаять, чуять оканчиваются на -ять, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таи'шь от таи'ть), тает, таем, таете, тают.

Примечание 4.

От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат. Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать.

Примечание 3.Глаголы баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует

Слайд 9 Примечание 5.
Глагол мерить и производные от него домерить, померить,

замерить и др. - изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим,

мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.

Примечание 6.

У многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят - говорят (выговорить - говорить),выспишься - спишь (выспаться - спать), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь).

Примечание 5.Глагол мерить и производные от него домерить, померить, замерить и др. - изменяются по II спряжению: мерю,

Слайд 10 Суффиксы причастий.

Суффиксы причастий.

Слайд 11Образование причастий.
Действительные причастия настоящего времени.
Образуются от основы глаголов настоящего времени

при помощи суффиксов
-ущ- (-ющ-) для глаголов I спр.
-ащ- (-ящ-)

для глаголов II спр.
Клеить (II) – клею – клеящий
От глагола брезжить (рассветать) образуется причастие
брезжущий

Страдательные причастия настоящего времени.

Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов
-ом- (-ем-) для глаголов I спр.
-им- для глаголов II спр.
Рисовать (I) – рисую – рисуемый
Исключение – движимый

Образование причастий.Действительные причастия настоящего времени.Образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для глаголов

Слайд 12Образование причастий.
Действительные причастия прошедшего времени
Образуются от основы инфинитива при помощи

суффиксов
–вш-, -ш-
Клеить – клеивший
Нести - несший
Перед

суффиксом –вш- пишется та же гласная, что и в инфинитиве
Лаять - лаявший

Страдательные причастия прошедшего времени

Образуются от основы инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов
-ЕНН- если основа инфинитива оканчивается на –еть, -ить
Увидеть – увиденный
Расклеить – расклеенный
-НН- если основа инфинитива оканчивается на –ать, -ять
Засеять – засеянный
-Т- (в остальных случаях)
Открыть - открытый

Образование причастий.Действительные причастия прошедшего времениОбразуются от основы инфинитива при помощи суффиксов   –вш-, -ш-Клеить – клеившийНести

Слайд 13Домашнее задание.
А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих

словах на месте пропуска пишется буква И?
а) разлож..шь, устро..вший в) отгон..шь,

выращ..нный
б) напиш..шь, муч..мый г) постел..шь, умнож..вший
А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а) маяч..шъ, увид..нный в) скле..шь, уменьш..нный
б) подкол..шь, заброс..вший г) умнож..шь, раскрас..вший
А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а) вычист..шь, назнач..вший в) затащ..шь, обид..вший
б) посе..шь, наполн..вший г) терп..шь, предусмотр..нный
А4. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а) назнач..шь, прицел..вшийся
б) разве..шь, заброс..вший
в) удерж..шь, ненавид..вший
г) посмотр..шь, встреч..нный

Домашнее задание.А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?а)

Слайд 14
А5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах

на месте пропуска пишется буква Е?
а) держ..шься, знач..мый

в) смож..шь, слыш..мый
б)подстрел..нный, колебл..мый г) встрет..шь, недосяга..мый
А6. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) провоз..шься, надпил..нный в) прицел..шься, подбадрива..мый
б) выкидыва..шь, шифру..мый г) накорм..шь, приоткрыва..мый
А7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а) закле..шь, независ..мый в) встрет..шь, расходу..мые
б) брос..шь, подозрева..мый г) постав..шь, пригрева..мое
А8. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) помож..шь, заслуж..нный в) шепч..шь, подчист..вший
б) провод..шь, узнава..мый г) назнач..шь, невид..мый
А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) мел..шь, несмолка..мый в) кле..шь, знач..мый
б) толка..шь, слыш..мый г) задерж..шься, обурева..мый
А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) сыпл..шь, слыш..мый в) заед..шь, завис..вший
б) накол..шься, движ..мый г) высуш..шь, постел..нный




А5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?а) держ..шься,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика