Слайд 1Презентация
«Оригинальное начало уроков русского языка и литературы»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы МОУ «Беломестненская СОШ Белгородского района Белгородской области» (из
опыта работы)
Слайд 2Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать
- и я пойму.
Китайская пословица
Слайд 3 Задача данного этапа урока
создать соответствующий эмоциональный настрой,
психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Слайд 4Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за
урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя
урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока).
Слайд 6 Рифмованное начало урока
Начинаем наш урок.
Будь внимателен, дружок,
Буквы
правильно пиши,
Думай, думай, не спеши.
Товарищам помогай
И «пятёрку» получай!
Слайд 7 Рефлексия в начале урока
Ты
мой друг, и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!
Слайд 8Эпиграф к уроку
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
А.Югов.
.«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова) .
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»
(В.Г. Короленко)
.Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)
Слайд 9 Начало урока с элементами театрализации
-Хозяин, не затопить
ли нам печь?
-Отчего же не затопить? Только сначала со стола
прибери.
-Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?
-Посмотри на печке, хозяюшка!
-Да у нас печки-то нет!
-А самовар у нас есть?
-Есть, есть! На столе стоит, закипает.
-А вот стола-то у нас и нет!
-А махотка где?
-Какая махотка? Та, что накрыта?
-Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар!
-Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.
-И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют!
Слайд 10Сценка при изучении темы «Лексика»
- Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем
варить кашу!
-А где он стоит, бабушка?
-Не стоит, а лежит.
- Не
вижу, здесь ничего нет.
-Да это тыква, она на огороде растёт.
Почему внук не понял бабушку?
Слайд 11Неверный ответ
На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы
к ним, среди которых есть как верные, так и неверные.
Где допущены ошибки?
Слайд 12«Допиши сказку»
Учащимся даётся предварительно домашнее задание дописать сказку по предложенному
началу. В начале следующего урока проводим конкурс «Самая интересная сказка»
по проверке домашнего задания
Слайд 13
Варианты домашнего задания
“Допиши сказку”.
1) Корень
Жил-был корень ХВАТ. Нашли
его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень
вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).
2) Приставка
Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).
3) Суффикс
Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).
Слайд 14Пословица к уроку
Слово молвит - соловей поёт.
Слово слово родит, третье
само бежит.
Слово жжёт хуже огня.
Умные речи приятно и слушать.
Повторенье
– мать ученья.
Повторять да учить – ум точить.
Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.
Слайд 15«Выбери вопрос»
Из предложенного ряда вопросов по изучаемой теме выбрать по
желанию вопрос для ответа и ответить на этот вопрос
Слайд 16 «Пароль»
Учащиеся при входе в класс должны назвать
дежурному «пароль» по изучаемой теме (имя существительное, союз, сложное предложение
и т.д.)
Слайд 17 «Расскажу тебе сказку…»
Рассказ
учителя о роли запятой в жизни человека («Казнить нельзя помило-вать»)
перед изучением темы «Синтаксис и пунктуация»
Слайд 18 «Разгадай кроссворд»
Миникроссворд по изучаемой теме
Слайд 19«Хлоп»
Учитель читает слова, из которых нужно выбрать относящиеся к изучаемой
теме и хлопнуть в ладоши во время их произношения (При
изучении темы «Фонетика»: гласный, звук, буква, парный, приставка, ударение и т. д.)
Слайд 20«Поиграем»!
(по теме «Приставка»)
Учитель: Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я
называю приставку, а вы выполняйте действия:
-В- (включаем)
-Пере- (переключаем)
-Вы- (выключаем)
Вы сидите далеко от телевизора. Я называю приставку подо-(пододвинулись). А Маша- очень близко. Приставка ото- (отодвинулась).
Вывод: приставки имеют значение.
Слайд 21 «Разгадай шараду»
(по теме «Местоимение»)
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в
котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой
(Пар-та)
Слайд 22Шарады
Корень мой находится в цене;
В очерке
найди приставку мне;
Суффикс мой в
тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Рас-пис-ание)
Слайд 23«Кто прав?»
Предлагается два варианта ответа на вопрос. Какой вариант правильный?
Почему?
(сторожил или старожил? Обедает или объедает? и т. д.)
Слайд 24«Почему не иначе»?
При изучении темы «Лексика» учитель предлагает
подумать, почему так называются месяцы:
Сентябрь- седьмой месяц римского года («сэптэм»
- «семь»)
Декабрь – десятый месяц
Слайд 25 «Что общего»?(при изучении темы «Лексика»)
Что общего между
словами «медведь», «ведьма», «невежда»?
(Все слова произошли от одного
и того же глагола ведать, то есть «знать»: «ведающий мёд», «знающая, знахарка», «мало знающий человек»).
Слайд 26«Странные подарки»
(при изучении темы «Омонимы»)
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было,
она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».
Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.
Что перепутал Артем?
Слайд 27«Непонятное слово»
(при изучении темы «Омонимы»)
Учительница написала Ане
в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла
дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...
Что поняла Аня?
Слайд 28 «Разгадай загадку»
(по теме «Местоимение»)
-Какие личные местоимения мешают движению транспорта?(Я-мы)
-Какие местоимения
читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот)
Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он – но)
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
Слайд 29 «Прочитай наоборот»
При изучении темы
«Фонетика» прочитай слово по звукам наоборот(люк, куль,шалаш и т.д.)
Пулька или
Пончик?
Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?
(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)
Слайд 30«Глокая куздра…»
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» -
Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология»,
«Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения, морфемы)
Слайд 31«Глокая куздра…»
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» -
Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология»,
«Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис» , «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)
Слайд 33«Выбери меня»
Учащимся предлагается из альбома иллюстраций отобрать те, которые относятся
к теме урока и обосновать свой выбор
Слайд 34 «Разгадай кроссворд»
Предлагается миникроссворд по изучаемой
теме
Слайд 35Составь кроссворд
«Сквозная буква»
П
У
Ш
К
И
Н
Используй имена героев изучаемого произведения,
названия произведений писателя и т. д.Буква заданного слова может стоять
в начале, в середине или в конце подобранного слова.
Слайд 36 О чём произведение?
Что по
названию произведения, которое вы ещё не читали, можно сказать о
нём? («Кавказский пленник»Л.Н.Толстого, «Муму»И.С. Тургенева, «Кусака» Л.Андреева и т.д.)
Слайд 37Задай вопрос по произведению
Учащиеся одного ряда задают
интересный вопрос, подготовленный дома или в начале урока, по тексту
изучаемого произведения учащимся другого ряда или называют конкретную фамилию отвечающего (по выбору)
Слайд 38
Выставка иллюстраций
по
изучаемому произведению
Угадай, какой эпизод изучаемого произведения изображён.
Слайд 39Выставка рисунков учащихся «Угадай эпизод»
Учащиеся предлагают свой рисунок для определения
эпизода изучаемого произведения
Слайд 40 «Поставь по порядку»
Расположи по
порядку иллюстрации к изучаемому произведению
Слайд 41«Чей предмет»?
Учитель показывает предмет и предлагает определить, какому герою изучаемого
произведения он принадлежит ( При изучении комедии «Ревизор»: собачка -
Аммосу Фёдоровичу, шпага – городничему)
Слайд 42Литература:
1. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский
язык», 1989 г.
2.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О
развитии творческой способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.
3.Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.: Просвещение,1986
4.Успенский Л.В. Слово о словах. Ленинград, 1954
5.Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П.Аникина.М.: Художественная литература, 1988