Разделы презентаций


Основные способы словообразования

Содержание

землепашецсухофруктыспортинвентарьс помощью приставок и суффиксовсложениепомолодетьбез соединительной гласнойс соединительной гласнойс одновременным присоединением суффиксакнижкаподбородоквыходОсновные способы образования слов в русском языкебессуффиксныйприставочно-суффиксальныйсуффиксальныйприставочный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные способы словообразования.
Выполнила:
учитель русского языка и литературы Юсуф-заде Е.Г.,

МБОУ «СОШ №6»,
г. Корсакова, Сахалинской области.

Основные способы словообразования. Выполнила: учитель русского языка и литературы Юсуф-заде Е.Г., МБОУ «СОШ №6», г. Корсакова, Сахалинской

Слайд 2
землепашец

сухофрукты

спортинвентарь
с помощью приставок и суффиксов
сложение

помолодеть
без соединительной гласной
с соединительной гласной

с одновременным

присоединением суффикса

книжка

подбородок

выход
Основные способы образования слов в русском языке

бессуффиксный

приставочно-суффиксальный

суффиксальный

приставочный

землепашецсухофруктыспортинвентарьс помощью приставок и суффиксовсложениепомолодетьбез соединительной гласнойс соединительной гласнойс одновременным присоединением суффиксакнижкаподбородоквыходОсновные способы образования слов в русском

Слайд 3Укажите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22)
(22) Но я неверно

сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается

для них только пустым и потерянным временем.

откладывания

откладывать


суффиксальный

Укажите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22)(22) Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в

Слайд 4 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого

суффикса)
Но страницы с русским переводом не было. Перед нами извинились

и принесли блёклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке.

переводом

переводить


Из предложений выпишите слово, образованное 	бессуффиксным способом (с помощью нулевого 	суффикса)Но страницы с русским переводом не было.

Слайд 5 Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Нет, книга не стала

хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо

и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

по-прежнему

прежний


Из предложения выпишите слово, образованное 	приставочно-суффиксальным способом.Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она

Слайд 6 Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Многолетние наблюдения показали ему,

что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не

сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается не готовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

беспомощным

помощь


Из предложения выпишите слово, 	образованное приставочно-суффиксальным 	способом.Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал,

Слайд 7 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого

суффикса)
Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных

переходах. В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья.

переходах

переходить


Из предложений выпишите слово, образованное 	бессуффиксным способом (с помощью нулевого 	суффикса)Там давка: в дверях, у турникетов, у

Слайд 8 Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого

суффикса)
Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два

достойных выхода. Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!

выхода

выходить


Из предложений выпишите слово, образованное 	бессуффиксным способом (с помощью нулевого 	суффикса)Если тебе не пришлось стать тем, кем

Слайд 9 Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
В отличие от других

видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. Читатель

создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.

подтекст

текст


Из предложения выпишите слово, 	образованное приставочным способом.В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а

Слайд 10 Из предложений 6–7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(6)Снег исчез, оставшись

грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него

выглянула мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства.

выглянула

глянула


Из предложений 6–7 выпишите слово, 	образованное приставочным способом.(6)Снег исчез, оставшись грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых

Слайд 11 Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).
(18) Право на свободные

размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой

человек.

размышления

размышлять


суффиксальный

Определите способ образования слова 	РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).(18) Право на свободные размышления о том, что было, есть и

Слайд 12 Укажите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).
(3) Действительно, мы не

дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и

беспрепятственно дышим.

беспрепятственно

беспрепятственный


суффиксальный

Укажите способ образования слова 	БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).(3) Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём,

Слайд 13 Из предложений 1–4 выпишите слова, образованные способом сложения основ.
(1) Было

шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. (2) По

бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами немного подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. (3)Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
(4)Как-то торжественно безмолвно кругом.

небосклону

белоснежный

Из предложений 1–4 выпишите слова, 	образованные способом сложения основ. (1) Было шесть часов прелестного тропического утра на

Слайд 14 Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА в 10 предложении.
(10)Изредка блеснет

на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий

кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

Приставочно-суффиксальный

Укажите способ образования 	слова ИЗРЕДКА в	 10 предложении. (10)Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка,

Слайд 15 Из предложений 4–7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью

нулевого суффикса).
(4)Как-то торжественно безмолвно кругом.
(5)Только могучие светло-синие волны, сверкая на

солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа.
(6)Бережно несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.
(7)Пусто вокруг!

ропотом

Из предложений 4–7 выпишите слово, 	образованное бессуффиксным способом 	(с помощью нулевого суффикса).(4)Как-то торжественно безмолвно кругом.(5)Только могучие светло-синие

Слайд 16 Укажите способ образования слова БЕСКОНЕЧНО во 2 предложении.
(2) По бирюзовому

небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами немного подернутому, словно белоснежным

кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана.

суффиксальный

Укажите способ образования слова 	БЕСКОНЕЧНО во 2 предложении. (2) По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами

Слайд 17 Укажите способ образования слова РАСПОЛОЖЕНИИ в 5 предложении.
(5)Только могучие светло-синие

волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна

другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа.

суффиксальный

Укажите способ образования слова 	РАСПОЛОЖЕНИИ в 5 предложении. (5)Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми

Слайд 18 Из предложений 1–3 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Было шесть

часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. (2) По бирюзовому

небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами немного подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. (3)Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

немного

Из предложений 1–3 выпишите слово, 	образованное приставочным способом. (1) Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом

Слайд 19 Из предложения 1 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1)Весна наступила в

этом году ранняя, дружная и неожиданная.
Неожиданная

Из предложения 1 выпишите слово, 	образованное приставочно-суффиксальным способом.(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная.Неожиданная

Слайд 20 Укажите способ образования слова ПОБЕЖАЛИ во 2 предложении.
(2)Побежали по деревенским

улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев

и быстро вертя щепки и гусиный пух.

приставочный

Укажите способ образования слова 	ПОБЕЖАЛИ во 2 предложении. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки, сердито

Слайд 21 Из предложений 4–7 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью

нулевого суффикса).
4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и

возбужденно, что шума нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(6)Снег исчез, оставшись грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства.

Шума, крика, тревога, жажды

Из предложений 4–7 выпишите слова, 	образованные бессуффиксным способом 	(с помощью нулевого суффикса).4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали

Слайд 22 Укажите способ образования слова ПРИДОРОЖНЫЕ в 4 предложении.
(4)Воробьи, стаями обсыпавшие

придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что шума нельзя

было расслышать за их криком.

Приставочно-суффиксальный

Укажите способ образования слова 	ПРИДОРОЖНЫЕ в 4 предложении.(4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно,

Слайд 23 Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(4)Воробьи, стаями

обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что шума

нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

расслышать

Из предложений 4–5 выпишите слово, 	образованное приставочным способом.  (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко

Слайд 24 Укажите способ образования слова ПЕРЕЛЕСКАХ в 6 предложении.
(6)Снег исчез, оставшись

грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках.
Приставочно-суффиксальный

Укажите способ образования слова 	ПЕРЕЛЕСКАХ в 6 предложении.(6)Снег исчез, оставшись грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых

Слайд 25 Сколько слов в 7 предложении образовано суффиксальным способом?
(7)Из-под него выглянула

мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих

соков, полная жажды нового материнства.

2 (отдохнувшая, материнства)

Сколько слов в 7 предложении 	образовано 	суффиксальным способом?(7)Из-под него выглянула мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и

Слайд 26 Укажите способ образования слова ВОЗБУЖДЕННО в 4 предложении.
(4)Воробьи, стаями обсыпавшие

придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что шума нельзя

было расслышать за их криком.

суффиксальный

Укажите способ образования слова 	ВОЗБУЖДЕННО в 4 предложении.(4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно,

Слайд 27 Укажите способ образования слова ИСПОЛНЕННАЯ в 9 предложении.
(9)Мне казалось, что

вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть,

сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, делающая в ваших глазах всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределенными сожалениями о прошлых вёснах.

суффиксальный

Укажите способ образования слова 	ИСПОЛНЕННАЯ в 9 предложении.(9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою

Слайд 28 Укажите способ образования слова БЕСПОКОЙНЫХ в 9 предложении.
(9)Мне казалось, что

вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть,

сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, делающая в ваших глазах всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределенными сожалениями о прошлых вёснах.

Приставочно-суффиксальный

Укажите способ образования слова 	БЕСПОКОЙНЫХ в 9 предложении.(9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика