Разделы презентаций


Основные выразительные средства синтаксиса

Содержание

Синтаксические средства выразительностиАНАФОРА/ЭПИФОРАИНВЕРСИЯПАРЦЕЛЛЯЦИЯПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯАНТИТЕЗАВВОДНЫЕ СЛОВАРИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯРЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1формировать представление о синтаксических средствах выразительности;
формировать умение определять стилистическую

роль синтаксических средств в художественном тексте; закреплять представление о роли

грамматики в речевом общении.

Основные выразительные
средства синтаксиса

Цели и задачи урока:

МБОУ «Вельеникольская СОШ»
Учитель русского языка и литературы Леонтьева В.А.

формировать представление о синтаксических средствах выразительности; формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте; закреплять

Слайд 2Синтаксические средства выразительности
АНАФОРА/ЭПИФОРА
ИНВЕРСИЯ
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
АНТИТЕЗА
ВВОДНЫЕ СЛОВА
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

(С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

Синтаксические средства выразительностиАНАФОРА/ЭПИФОРАИНВЕРСИЯПАРЦЕЛЛЯЦИЯПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯАНТИТЕЗАВВОДНЫЕ СЛОВАРИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯРЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

Слайд 3Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на

резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден.

Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).

Бессоюзие. Асиндетон
Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов.
Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).

Многосоюзие. Полисиндетон Намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы…
(А. Пушкин).

Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат –

Слайд 4Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся

в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение

– после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п.
Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).

Синтаксический параллелизм
одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,
Ухо пьет – невидимейшую молвь.
(М. Цветаева).

Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее –

Слайд 5Анафора (разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение

слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер

да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет
(Э. Багрицкий).

Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста.
…делать то, чего
я хочу,
и только так, как
я хочу,
и только потому, что я хочу
(Н. Добролюбов).

Анафора (разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков

Слайд 6Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение

(вопрос, не требующий ответа).
Какой же русский не любит быстрой езды?
Риторическое

обращение. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.
Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).

Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора.
Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!
(В. Чивилихин).

Вопросно-ответная форма изложения.
Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает.
Что плохого в насмешливом взгляде?
А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.
(В. Харченко).

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа).Какой же русский не

Слайд 7Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая

в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
Татьяна

– в лес. Медведь – за ней.
(А. Пушкин).

Умолчание.
Оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.
Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны.
И разные (Д. Гранин)

Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который

Слайд 8
3. ... — это способ создания идей: автор из мысли

извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений

(метафора), но и в столкновении явлений “противоположных”, “крайних”.

1. …выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет … пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. 

2. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь.

Антитеза

3. ... — это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем

Слайд 9Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования

нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности.

Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...” 

- риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей …”) или в порядке убывания значений (“нисходящей …”).

Градация

Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить,

Слайд 10 …— разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются

в начале нескольких фраз, следующих одна за другой.
Мне не хватает

дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

… придает ритм речи

Анафора




 …— разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за

Слайд 11…– повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного

ряда. 
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? 
Почему именно титулярный советник?
Эпифора 



…– повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему

Слайд 12… - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз

с одной и той же синтаксической структурой, 
Мне не хватает дедушкиного дома с его

большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.

Синтаксический параллелизм

… - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, Мне

Слайд 13… отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи.
Риторическое восклицание 
О времена!

О нравы!

 Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как

система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

Риторический вопрос

…служит для эмоционального выделения смысловых центров текста,

Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. 

для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи

… отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Риторическое восклицание О времена! О нравы! Что такое культура, зачем она нужна? Что

Слайд 14Аллегория -
  В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в

виде змеи.
…изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с

фантастическим, страшного со смешным.

…иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков;

прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

Гротеск 

Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой.

Аллегория -  В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи. …изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде,

Слайд 15Парцелляция
 …- такое членение предложения, при котором содержание 
высказывания реализуется не в одной, а

в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за

другой после разделительной паузы. 

… - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. 

Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Эллипсис

Во всех окнах - любопытные, на крышах – мальчишки.
Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Парцелляция …- такое членение предложения, при  котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц,

Слайд 16Многосоюзие
Полисиндетон 
 
Асиндетон
Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и
угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
Бессоюзие
Швед, русский, колет, рубит,

режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.
МногосоюзиеПолисиндетон  АсиндетонПеред глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, иугасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечностьБессоюзиеШвед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика