Слайд 1БМОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской
области
Подготовка к сочинению С2.1
(ГИА 2012, 9 класс)
Автор: Морозова Алла
Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цель работы: методическая помощь при подборе аргументов для написания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012
года
Основные задачи:
повторение и обобщение материала по лексике и грамматике;
закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические и лексические явления в тексте;
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012
Слайд 3Исходный текст
(1)Рано утром, когда Серёжка вышел
за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было
не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное.
(З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...
(14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых...
Слайд 4Исходный текст
(19)Нет, пусть
лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой
он и есть, синхрофазотрон, — круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы...
(23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину?
(28)Грозный приостановился и спокойно спросил:
- (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»?
- (ЗО) Н-не знаю, — растерянно пролепетал Серёжка. — (31)То есть что я!.. (32)Знаю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево.
- (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик.
(35)И пошёл. (З6)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль.
(По Е. Велтистову)
Слайд 5Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в
качестве тезиса слова известного лингвиста
Г. Степанова:
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 6Теория
Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и
описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов
предложений (синтаксис).
Слайд 7Теория
Грамматические понятия
Способы создания оценочных значений для различных
частей речи.
Части речи: морфологические (род, число, падеж,
разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).
Слайд 8Теория
Лексические понятия
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение
слова
Омонимы, синонимы, антонимы
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
Историзмы, архаизмы, неологизмы
Заимствованные
слова
Фразеологизмы
Слайд 9Тезис
Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как
они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Слайд 10Контекст №1
(14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона.
(15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные
стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи.
Слайд 11Пример №1
Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются
в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В данном
тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17). Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя.
Слайд 12Контекст №2
(28)Грозный приостановился и спокойно спросил:
- (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину
«Миллион мелочей»?
Слайд 13Пример №2
Выразить свои чувства к тому, о
чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно
суффиксы. Например, слово «дружище» (предложение 29) имеет в своём составе суффикс преувеличения -ущ-. В данном тексте это слово имеет разговорную окраску, показывая ироничное отношение старика к размечтавшемуся мальчику.
Слайд 14Контекст №3
- (34)Спасибо, — сказал, ничуть
не удивившись, старик.
(35) И пошёл. (З6) Медленно. (37) Спокойно. (38)
Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль.
Слайд 15Пример №3
Парцелляция широко используется в художественной литературе как
особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.
В данном тексте автор использует это средство в предложениях 35, 36, 37, 38, 39. Оно помогает увидеть растерянность главного героя, которого так неожиданно вернули из мира фантазий.
Слайд 16Контекст №4
(21) И сейчас Серёжка не просто
ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает
размышлять, что на них за следы...
(23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный!
Слайд 17Пример №4
Возьмём, например, предложения 21 и
26. Они являются восклицательными с точки зрения интонации. Автор не
случайно использует их в своём тексте. Они помогают читателю увидеть ироничное отношение автора к своему герою.
Слайд 18Контекст №5
(11)А вот бульдозеры наворотили кучу
земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно
прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...
Слайд 19Пример №5
Особое внимание при анализе синтаксиса текста
можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения 12 и
13 являются неопределённо-личными. Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал необузданный полёт фантазии Сыроежкина.
Слайд 20Задание
для самостоятельной работы
Напишите доказательную часть
сочинения-рассуждения,
используя следующие примеры:
Предложение 6
Предложение 8 и 20
Слайд 21Использованные материалы
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений
/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа,
2012. – 319с.
http://www.fipi.ru (Демоверсия КИМ ГИА - 9 2012 г.)