Слайд 1Подготовка к сжатому изложению публицистического стиля
7 класс
Кондрашова Л.В.
учитель русского языка
МБОУ СОШ № 8
г. Каменск - Шахтинского
Слайд 2Порядок работы над сжатым изложением
Первое прослушивание текста
Определение темы, основной мысли
произведения
Составление плана
Второе прослушивание текста
Работа в черновике по созданию сжатого изложения
Запись
окончательного варианта текста
Слайд 3
1. О путешествиях
2. Два путешественника.
3. Скучный рассказ «американца».
4. Увлекательное знакомство
с Костромой.
5. К чему приводит интересный рассказ.
Составление плана
Слайд 4Приемы сжатия текста
Исключение подробностей, деталей (повторы, однородные члены, обороты)
Обобщение:
замена однородных
членов обобщающим словом;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его
части указательным,определительным,отрицательным местоимением;
- замена сложного предложения простым.
Слайд 5Два рассказа (исходный текст)
Превосходное дело – путешествия. Не знаю, есть
ли такой человек, который не мечтал бы о дальних поездках,
невиданных странах. Но вот рассказать о своих впечатлениях может не каждый.
Мне пришлось в один и тот же вечер встретиться с двумя людьми. Месяц в командировке в США провёл один, другой вернулся после трехдневного пребывания в Костроме.
Небоскрёбы, рекламы, магазины… До смешного мало вынес из своей поездки «американец». Все, что он говорил, было неинтересно, тривиально. Даже рассказ о Ниагаре казался давно слышанным. Все скучали.
-используйте приемы сжатия для выделенных фрагментов
Слайд 6 Сжатый вариант фрагмента
Превосходное дело – путешествия. Многие мечтают о
них. Но вот рассказать о своих впечатлениях может не каждый.
Мне
пришлось однажды встретиться с двумя людьми. Месяц в командировке в США провёл один, другой вернулся после трехдневного пребывания в Костроме.
«Американец» рассказывал о небоскребах, рекламах, магазинах. Все, что он говорил, даже о Ниагаре, казалось давно слышанным, скучным.
Слайд 7 Исходный тест (продолжение)
Тогда начал свой рассказ «костромич». Мы слушали и
представляли спокойный, тихий город, который стоит как раз на «стрелке»,
где река Костромка впадает в Волгу. Знаете, что в Костроме называют «сковородкой»? Всё просто, это круглая площадь в центре города. А знаете, на что похожи улицы, идущие от неё? На лучи солнца. Как сейчас помню, что Алексей Дмитриевич Попов, так звали рассказчика, произведшего на меня такое впечатление, вскакивал, жестикулировал. Помню, в описании «сковородки» он обводил на полу огромный круг и рисовал от него лучи. Нам всем захотелось увидеть старинные здания, окаймляющие площадь: торговые ряды, пожарную каланчу, дом губернатора. А как замечательно он рассказал о сохранившихся палатах Бориса Годунова!
-используйте приемы сжатия для выделенных фрагментов
Слайд 8 Сжатый вариант фрагмента (продолжение)
Когда начал свой рассказ «костромич», мы
представили спокойный, тихий город, стоящий там, где река Костромка впадает
в Волгу. В Костроме называют «сковородкой» круглую площадь. От нее отходят улицы, похожие на лучи солнца. Рассказчик Алексей Дмитриевич Попов вскакивал, жестикулировал, рисуя «сковородку» и лучи на полу. Всем захотелось увидеть торговые ряды, пожарную каланчу, дом губернатора, сохранившиеся палаты Бориса Годунова.
Слайд 9Исходный тест (заключение)
Когда Алексей Дмитриевич живописал город и старину, нам
казалось, что он был живым очевидцем далеких событий: об Иване
Сусанине он говорил-говорил. А все слушали как завороженные. Вот самое интересное место на земле, не правда ли?
После такого рассказа всем захотелось побывать там, увидеть всё своими глазами. Думаю, что и вам тоже.
-используйте приемы сжатия для выделенных фрагментов
Слайд 10 Сжатый вариант фрагмента (заключение)
Нам казалось, что рассказчик был живым
очевидцем далеких событий. Мы слушали как завороженные и думали, что
это самое интересное место на земле.
После такого рассказа всем захотелось побывать там, увидеть всё своими глазами.
Слайд 11Прочитайте получившийся текст.
2. Найдите и исправьте речевые недочеты: повтор слов
и однокоренных слов,
неудачное употребление местоимений.
3. Проверьте орфографические и пунктуационные
ошибки.
4. Перепишите изложение в тетрадь для творческих работ.