Слайд 1ОГЭ
Готовимся к устному собеседованию по русскому языку
2019
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Шкрябинская СОШ» Колосова С. В.
Слайд 2МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ выпускники 9 классов
будут сдавать в своих школах. Оценка по системе «зачет»/«незачет».
На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 19.
Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов.
Слайд 3Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из
четырёх заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание
1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – 1 минута.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя
задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:
описание фотографии,
повествование на основе жизненного опыта,
рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Слайд 5Особенности задания 1 (чтение текста вслух)
Будут предложены тексты научно-популярного стиля
о выдающихзся людях России;
текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее
полно сформировать представление о человеке – герое текста;
объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов;
контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;
проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;
текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
На подготовку к заданию отводится 2 минуты.
Слайд 6
Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого
знает весь мир, - академика Николая Миха́йловича Амо́сова, , чья
жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо́сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
1) Знаменитый на весь мир врач-кардио́лог, академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы.
2) Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
3) В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо́й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
4) Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца.
(174 слова)
Слайд 7Работаем с заданиями 1 и 2 КИМов
Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их
заранее и читать текст целенаправленно!
Последовательность подготовки к чтению:
подчеркнуть слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, длинные и незнакомые слова;
правильно употребить числительные;
Последовательность подготовки к пересказу:
прочитать текст и сформулировать его основную мысль;
пронумеровать количество абзацев;
выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста;
установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием;
пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.
Слайд 8Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!
Медленный темп чтения, монотонная
интонация;
неправильное прочтение окончания зависимого слова;
искажение слов;
замена слов по смыслу;
неправильная
постановка ударения;
неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже.
замена целых слов по оптическому сходству.
Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.
Слайд 9Задание 2. Пересказ текста
В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал:
«Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент.
Подумайте, где лучше использовать слова Н.М.Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Слайд 10Особенности пересказа
Пересказ – связное изложение прочитанного
текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу
способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 1 минуту.
Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.
Слайд 12Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание
в конце пересказа)
Пересказ + речевое клише:
удивительно точно об этом
человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
Слайд 13Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»
На стене — смотрите! — новый стиль
граффИти!
За труд не нужно забывать учителей премировАть.
Из Парижа привези нам
на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
Объявление: «По средАм я пою для милых дам».
Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.
Исинбаевой взятА была и эта высота.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
Всем раздали фанты — розовые бАнты.
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Подарила дочке длинную цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный!
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпориЛ!
Слайд 14Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
Тема 1.
Игры детства (на основе описания фотографии).
Тема 2. Спортивное соревнование, которое
мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 15Особенности задания 3 (монолог)
Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность,
но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств.
Темы монологов
соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию.
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога, сделать пометы или записи на листке для подготовки.
Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз.
Учащийся должен учитывать речевую ситуацию.
Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Слайд 16Целеустановка экзаменуемого
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить
информацию
и аргументировать её
описание
повествование
рассуждение
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем
перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Слайд 17Схемы функционально - смысловых типов речи
Слайд 18 Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его
признаки — общая картина, образ.
Отправная точка — сам предмет
или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки,
В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Предмет
(явление)
Новое 1
Новое 2
Новое 3
Новое 4
Новое 5
Новое 6
Слайд 19Схема повествовательного текста
Что произошло со мной?
В каком порядке события сменяли
друг друга?
Я
1 – ое:
однажды, сначала
2-ое:
вдруг, потом
3-ье:
а в это время, затем,
тогда
4-ое:
в конце концов
Действие развивается во времени
Слайд 20Отличие повествования от описания
Слайд 21Рассуждаем вместе
Эстонский язык очень оригинален. Многие слова
начинаются с буквы «ы». А количество падежей и вовсе исчисляется
четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего.
Определите основную мысль текста.
Докажите, что между основной мыслью и доводами существуют причинные связи.
Сколько доводов использовано в данном случае?
Почему, на ваш взгляд, использование нескольких доводов для раскрытия основной мысли делает текст более убедительным?
так как...
Довод 1
Довод 2
Довод 3
Почему это так?
Тезис
Следовательно,
Вывод
Слайд 23 Задание №3. Монолог. Повествование
III. 2. Расскажите
о своём походе.
Не забудьте рассказать:
• когда, куда и с
кем Вы ходили в поход;
• что показалось самым трудным в походе;
• какие качества характера вырабатываются в походе;
• как поход влияет на взаимоотношения в коллективе.
Слайд 24 Задание №3. Монолог. Рассуждение
Интернет — всемирная
система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается
как Сеть, Всемирная сеть, Глобальная сеть или Всемирная Паутина.
Можно ли в современном мире обойтись без Интернета?
Слайд 291. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного
в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении).
Интернет - это …
На
мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это …
… Интернет становится благом (злом) в том случае, если…
… Интернет – благо (зло), потому что…
Как мне кажется, Интернет - …
Слайд 302. Основная часть. Аргументация
Примеры – аргументы
Во-первых,…
Во-вторых, …
В третьих, …
Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к таким фактам:...
Данный факт подтверждает мысль о том,
что Интернет - …
Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т.п.)
Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет - ….…
Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример:…
Слайд 31Заключение к монологу
III. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и
связанное с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу
…
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Слайд 32Варианты заданий
Определите, какие из вариантов
являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому
что.
Нужно заниматься самообразованием.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.
Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.
Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне.
Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.
Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.
Слайд 33 Определите, какие из вариантов НЕ являются
аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек
чувствует себя уверенно в любом обществе.
2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры.
3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.
4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.
5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.
Слайд 34 Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что,
а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты
отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:
(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.
Слайд 35
Задание 4. Диалог
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг
возможных вопросов для диалога
Тема 1 «Игры детства»
1) Помните ли Вы игры
и развлечения своего детства?
2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться?
3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека?
Тема 2 «Спортивное соревнование»
1) Кто Ваш кумир в спорте и почему?
2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения?
3) Может ли спорт утратить свою актуальность?
Тема 3 «Нужна ли человеку мечта?»
1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как?
2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она выстраивать Ваши отношения с окружающими?
3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не исполниться?
Слайд 36Особенности задания 4 (диалог)
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт
три вопроса по теме;
вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить
и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность
Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы;
должна учиттываться речевая ситуация;
речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Слайд 37Базовые умения работы с текстом в 5 классе
1. Владеть различными
видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
2. Адекватно понимать содержание прочитанных
учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
Слайд 38Монолог. 6-й класс
1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных
наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение;
монолог-повествование. Выступать с научным сообщением.
2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.
4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.
Слайд 397 класс. Ведение диалога
1. Участвовать в диалоге на лингвистические (в
рамках изученного) и бытовые темы.
2. Владеть различными видами диалога: побуждение
к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).
3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию);
диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания:
не менее 3 реплик (диалог–запрос информации);
не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).