7 7 класс
ГБОУ
СОШ №258
Учитель русского языка Староверова Валентина Васильевна 2019 г.
Слайд 2Списать, вставить пропущенные орфограммы
(В)течени.. всего пребывания в Греции Василий Петрович
ра..считывал пок..зать сыновьям музеи. Но н.. мраморные изваяния богов н..
глиня(н,нн)ые чере..ки н.. плоские чаши ра..писа(н,нн)ые по чёрному фону разными ф..гурами (н..)чего (н..)могли прибавить к в..сторгу вызва(н,нн)ому видом Акрополя. Очутившись(3) в у..ких улицах, (по)восточному живописных но то(же) (н..)чего (н..)прибавлявш..х нового к тому что так пор..жало в Константинопол.., семья р..скнула зайти в кафе. ..десь было не так уж(?) жарко, пахло кипящ..м кофе жаре(н,нн)ой(2) бараниной и ещ.. чем(то) пря(н,нн)ым. Мысле(н,нн)о пр..кинув, во сколько(же) это может обойтись, отец зак..зал две порции (на)троих чего(нибудь) (по)гречески. Гречанка выт..рла кухо(н,нн)ым полотенц..м столик и поставила баранину с греческим соусом.(4) Пока они нац..пив на вилки кусочки хлеба (на)чист.. выт..рали остатки янтарного соуса, гречанка гладила Павлика по голове смуглой, как(бы) закопч..(н,нн)ой рукой. (Н..)раз в кофейню заходили торговц.. . Один весь увеш..(н,нн)ый дли(н,нн)ыми нитками с наниза(н,нн)ыми на них губками д..ржал банку в которой плавали (не)большие рыбки. А другой в поднятых (в)верх руках д..ржал (разно)цветные газовые шары превратившие (на)миг греческую кофейню в таинстве(н,нн)ую лавку.
Слайд 3Задание 2.
2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
жаре(н,нн)ой(2)
(3) –
морфологический разбор слова;
Очутившись(3)
(4) – синтаксический разбор предложения.
Гречанка выт..рла кухо(н,нн)ым полотенц..м
столик и поставила баранину с греческим соусом.(4)
Слайд 4 Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения,
в которых выделенные слова являются предлогами
1) Прошёл (на)встречу тупоносый и
весь чёрный пароход.
2) (В)продолжени.. семи лет имя этого актёра гремело по всем городам России.
3) Умение шить пригодилось (в)последстви.. Андерсену как писателю.
4) Он обернулся (во)круг себя и сказал что-то резкое.
Слайд 5Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова
являются союзами.
1) Родион диктовал стих ласково и снисходительно, повторяя одно
и то(же) по несколько раз.
2) Ванюша то(же) встал, но тотчас же снова опустился на стул.
3) Из самолюбия он решил во что(бы) то ни стало добиться чего-нибудь.
4) Что(бы) не зацепить лодку вёслами, мальчики перестали грести.
Слайд 6Задание 5, 6
*Поставьте знак ударения в следующих словах.
Жалюзи, языковой (факт),
позвонишь, кухонный.
*Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)
вариант(ы) предложения(-ий).
Заваривая чай, у него упала чашка.
Решив задачу, я стал смотреть телевизор.
Игрушки, украшаемые новогоднюю ёлку, красиво переливались.
Нам привезли мебель, сделанную на заказ.
Слайд 7Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы
сделали свой выбор.
Ключ бьёт из расселины берега превратившейся в небольшой овраг.
Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра.
Сорванные травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах.
Колеблющийся полёт бабочек над свежей зеленеющей полянкой - одно из прелестнейших зрелищ.
Слайд 8Задание 8.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы
сделали свой выбор.
Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полями ловит майских жуков и ночных бабочек.
Пропой-ка нам вою нежную и трогательную песенку еще раз соловушка .
Не отрывая глаз я наслаждался утренним пением птиц.
Таня подпрыгнув высоко ты дотянешься до цветущей ветки сирени.
Слайд 9Зад. 9.Определить и записать основную мысль текста.
* (1) Чем талантливее
писатель, тем радостнее для читателя общение с книгой. (2) А
читатель может быть талантлив?
(3) Великие педагоги утверждают, что бездарных людей нет, у каждого есть свой талант. (4) Правда, он не всегда получает должное развитие. (5) Каждому человеку свойственно стремление заявить о себе, обнаруживая какие-то особенные, одному ему свойственные качества. (6) Природа может лишить человека музыкального слуха, способности рисовать — тут уж ничего не поделаешь. (7) Но есть область творчества, открытая для всех. (8) Это художественная литература. (9) Она удовлетворяет важнейшую человеческую потребность — потребность в творчестве. (10) Чтение обостряет воображение человека, будит его фантазию, мечта летит вперёд, наполняясь новым смыслом... (11) Если он талантливый читатель, а не просто человек, читающий книги. (12) Чтение — творчество, для овладения которым стоит потратить усилия.
* (13) Талантливый читатель умеет соединить глубокое постижение авторской мысли со своими наблюдениями, ассоциациями. (14) Умеет воспроизвести в своём воображении картины жизни, возникшие в воображении художника и запечатлённые в литературном произведении.
* (15) Нужна готовность, предрасположенность к пониманию того, что создано автором. (16) Готовность и умение понять чувства и мысли писателя, по-своему повторив тот путь, который прошёл он. (17) Читательское восприятие так или иначе связано с интерпретацией прочитанного — с освоением содержания произведения, что, в свою очередь, порождает творческую инициативу читателя, стимулирует его ассоциации, чувства, мысли. (18) Вот тогда и возникает сотворчество — единственно возможный путь постижения литературного. произведения, максимально приближающий нас к замыслу его создателя
*(19) Овладеть искусством сотворчества — это и значит развивать в себе талант читателя.
*(20) Писатель всегда рассчитывает на талантливого читателя, доверяя ему. (21) Адресат всегда присутствует в сознании писателя, чаще незаметно, подспудно, иногда — открыто. (22) Помните знаменитое пушкинское: «Товарищ, верь!» или доверительно-застенчивое ахматовское: «Когда б вы знали...»?
Слайд 10Задания 10-14
Задание 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях
3–8 текста. Запишите ответ.
Задание 11. Кто такой талантливый читатель, по
мнению автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «стремление» из предложения 5.
Задание 13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 20–21, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Задание 14 .Объясните значение пословицы Книгу читать, как на крыльях летать, запишите Ваше объяснение.
Слайд 11Задание 1. Проверка
В течение всего пребывания в Греции Василий Петрович
рассчитывал показать сыновьям музеи. Но ни мраморные изваяния богов, ни
глиняные черепки, ни плоские чаши, расписанные по чёрному фону разными фигурами, ничего не могли прибавить к восторгу, вызванному видом Акрополя. Очутившись в узких улицах, по-восточному живописных, но тоже ничего не прибавлявших нового к тому, что так поражало в Константинополе, семья рискнула зайти в кафе. Здесь было не так уж жарко, пахло кипящим кофе, жареной бараниной и ещё чем-то пряным. Мысленно прикинув, во сколько же это может обойтись, отец заказал две порции на троих чего-нибудь по-гречески. Гречанка вытерла кухонным полотенцем столик и поставила баранину с греческим соусом. Пока они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто вытирали остатки янтарного соуса, гречанка гладила Павлика по голове смуглой, как бы закопчённой рукой. Не раз в кофейню заходили торговцы. Один, весь увешанный длинными нитками с нанизанными на них губками, держал банку, в которой плавали небольшие рыбки. А другой в поднятых вверх руках держал разноцветные газовые шары, превратившие на миг греческую кофейню в таинственную лавку.
Слайд 14Задание 3. Проверяем
Пояснение:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание
предложений с предлогом:
В продолжение семи лет имя этого актёра
гремело по всем городам России.
Он обернулся вокруг себя и сказал что-то резкое.
2) правильное написание предлогов:
В продолжение, вокруг.
Слайд 15Задание 4. Проверяем
Пояснение:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
распознавание предложений с союзом:
Ванюша тоже встал, но тотчас же
снова опустился на стул.
Чтобы не зацепить лодку вёслами, мальчики перестали грести.
2) правильное написание союзов:
тоже, чтобы.
Слайд 16Задание 5,6. Проверяем.
5. Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь, ку́хонный.
6.Заваривая чай, он
уронил чашку.
Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку, красиво переливались.
ИЛИ
Когда заваривал чай, он
уронил чашку.
Игрушки, которые украшали новогоднюю ёлку, красиво переливались.
Слайд 17Задание 7. Проверяем.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения
и места постановки запятой:
Ключ бьёт из расселины берега, превратившейся
в небольшой овраг.
2) обоснование выбора предложения, например:
причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.
ИЛИ
х
[сущ., |п.о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.
Слайд 18Задание 8. Проверяем.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения
и мест расстановки запятых:
Таня, подпрыгнув высоко, ты дотянешься до
цветущей ветки сирени.
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например:
это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
Слайд 19Задания 10-11. Проверяем.
Задание 10. Рассуждение
Задание11. Правильный ответ должен содержать следующие
элементы:
1) ответ на вопрос, например:
Талантливый читататель умеет понять чувства
и мысли писателя, соединить глубокое постижение авторской мысли со своими наблюдениями. Он владеет искусством сотворчества. (Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: интерпретация прочитанного; творческая инициатива; искусство сотворчества.
(Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний
Слайд 20Задания 12-14. Проверяем.
Задание 12. Стремление – желание сделать что-либо или
добиться чего-либо.(Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение)
Задание 13.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. распознавание стилистически окрашенного слова: подспудно;
2) подбор синонима к данному слову:
подспудно – тайно, скрытно.(Могут быть подобраны другие синонимы)
Задание 14. Данная пословица означает: осмысленное чтение книг будит фантазию, воображение, желание узнать больше, поднимает настроение.
(Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы)
Слайд 21Источник информации
https://gordeevaln.ru/training/7369
Презентация подготовлена для обучающихся 7 класса. Задания взяты
с данного сайта (Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Гордеевой Л.Н.)