Слайд 1ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Учитель русского языка и литературы
Новик Надежда
Григорьевна
Урок русского языка
в 5 классе
Полные и краткие прилагательные
Слайд 2Цели:
1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о
грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
2.Научить различать полные
и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Слайд 3Составление кластера:
Имя прилагательное – это…,
которая обозначает…,
отвечает на вопросы…,
в предложении
является… .
Как изменяются прилагательные?
Слайд 4Правописание окончаний имён прилагательных после шипящих и Ц
1) нет больш…го
снега
2) в колюч…м кустарнике
3) хорош…го дождя
4) к старш…му брату
5) в
чуж…м доме
6) на свеж…м воздухе
7) горяч…го супа
Слайд 5
На вопросы какой? какая? какое? какие? отвечают полные прилагательные.
На
вопросы каков? какова? каково? каковы? отвечают краткие прилагательные.
Краткие прилагательные не
склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.
Слайд 6Игра-разминка: образовать краткие формы от полных в соответствующем роде
М.р. :
могучий,певучий;
Ж.р.: красивый, узкий;
Ср.р.: белый, свежий;
Мн.ч.: богатый, умный.
Слайд 7Распредели слова в две колонки
Полные
Краткие
Красивый, недобр,
злой, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.
Слайд 8Проверьте!
Полные прилагательные : Краткие прилагательные:
Красивый
недобр
Высокий низок
Богатый зол
Темный светел
Горячий колюч
Краткий краток
Злой красив
Слайд 14
Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.
1) Для умелой
руки все работы легки.
2) Корень учения горек, да плод сладок.
3)Сам
стар, да душа молода.
Слайд 15
Полные прилагательные : Краткие прилагательные:
Красивый
недобр
Высокий низок
Богатый зол
Темный светел
Горячий колюч
Краткий краток
Злой красив
Слайд 16Объяснительный диктант
Весенняя ноч…, возле дач…, снег блестящ…, лесная глуш…, ландыш
пахуч…, упругий мяч…, ветер горяч…, черная туш…
Слайд 17Самопроверка
Весенняя ночь (сущ.3 скл.), возле дач (сущ. 1 скл. В
Р.п.), снег блестящ (кр.прил.), лесная глушь(сущ.3 скл.), ландыш пахуч (кр.прил),
упругий мяч (сущ.2 скл.), ветер горяч (кр.прил.) , черная тушь (сущ.3 скл.).
Слайд 18
- Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем
–бел- . Подчеркните данные слова как члены предложения.
1)Прыгает по вырубке
белый заяц.
2)Заяц зимой белый.
3) Снег в лесу поражает своей белизной.
4) Белеют в темноте сугробы снега.
- Вспомните
1.Что такое имя прилагательное?
2.Как изменяются имена прилагательные?
3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
4.Какова роль в предложении имени прилагательного?
Слайд 19Сочинение - миниатюра «Описание пасмурного дня»
Слова - помощники:
пасмурно, серо,
мрачно, печально, тоскливо, грустно, облачно, ненастно, неприветливо, неясно, беззвездно, ветрено
и т.д.
Слайд 20Подведем итоги
Фронтальный опрос
1)Что такое имя прилагательное?
2) Как изменяется имя
прилагательное?
3) Какую синтаксическую роль выполняет имя прилагательное?
4) Какие две формы
имени прилагательного вы знаете?
5)На какие вопросы отвечает краткое имя прилагательное?
6) Как изменяются краткие имена прилагательные?
7) Какую синтаксическую роль выполняют краткие имена прилагательные?
8) как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую?
Слайд 21ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр.596, стр.237. Составить 5 предложений о животных из сказок
с однородными сказуемыми, выраженными прилагательными. Подчеркнуть сказуемые, выраженные краткими прилагательными.