Разделы презентаций


Правила по русскому языку в начальной школе

Содержание

РЕБЯТА!ЧТОБЫ РУССКИЙ ЗНАТЬ НА «5»-НУЖНО ПРАВИЛА ЧИТАТЬ!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
для начальных классов
ПРАВИЛА ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Автор:

Яцкая Е.В., учитель начальных классов МБОУ НОШ №24
г. Михайловск

2016г.
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУКдля начальных классов ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУАвтор: Яцкая Е.В., учитель начальных классов МБОУ НОШ

Слайд 2 РЕБЯТА!
ЧТОБЫ РУССКИЙ ЗНАТЬ
НА «5»-
НУЖНО ПРАВИЛА ЧИТАТЬ!

РЕБЯТА!ЧТОБЫ РУССКИЙ ЗНАТЬ НА «5»-НУЖНО ПРАВИЛА ЧИТАТЬ!

Слайд 3Собственные и нарицательные
Род существительных
Мягкий знак после шипящих
Число существительных
Падеж существительных
Склонение существительных
Имя

прилагательное
Род и число прилагательных
Глагол
Виды глагола
Глаголы на –тся, -ться
Не с глаголами
Времена

глагола
Число и лицо глагола
Спряжение глагола
Местоимение
Разряды местоимений
Лицо местоимения
Числительное
Разряды числительных
Наречие
Правописание наречий
Союз

Количество букв и звуков
Гласные буквы
Йотированные буквы
Согласные звуки
Проверяем парные согласные
Удвоенные согласные
Непроизносимые согласные
Фонетический разбор
Правописание жи-ши, ча-ща
Правописание цы-ци
Мягкий знак
Твердый знак
Правописание чк, чн, нч, нщ
Состав слова
Разбор слова по составу
Безударная гласная в корне
Приставка и предлог
Предложение
Виды предложений
Словосочетание
Текст
Части речи
Имя существительное

ВЫБЕРИ ТЕМУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Собственные и нарицательныеРод существительныхМягкий знак после шипящихЧисло существительныхПадеж существительныхСклонение существительныхИмя прилагательноеРод и число прилагательныхГлаголВиды глаголаГлаголы на –тся,

Слайд 4[б] [б'] [п] [п'] [в] [в'] [ф] [ф']
[г] [г']

[к] [к'] [д] [д'] [т] [т']
[ж] [ш] [з] [з']

[с] [с'] [л] [л']
[м] [м'] [н] [н'] [р] [р'] [й'] [х]
[х'] [ц] [ч'] [щ']

[а] [о] [у] [э] [ы]

Ъ, Ь

а, о, у, э, ы, я, е, ю, е, и

б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с,
л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ

В русском языке:

[б] [б'] [п] [п'] [в] [в'] [ф] [ф'] [г] [г'] [к] [к'] [д] [д'] [т] [т'] [ж]

Слайд 5Обозначают твёрдость впереди стоящего согласного




Обозначают мягкость впереди стоящего согласного

Обозначают твёрдость впереди стоящего согласногоОбозначают мягкость впереди стоящего согласного

Слайд 6Йотированные гласные
В начале слова (юла)
После гласной (маяк)
После Ь и Ъ

(листья, подъезд)
обозначают 2 звука
[й'a] [й'у] [й'э] [й'о]
Я Е Ë Ю

Йотированные гласныеВ начале слова (юла)После гласной (маяк)После Ь и Ъ (листья, подъезд)обозначают 2 звука[й'a] [й'у] [й'э] [й'о]Я

Слайд 7СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
парные
по звонкости-глухости
по твердости-мягкости
непарные
звонкие
глухие
всегда
звонкие
всегда
глухие
всегда
твердые
всегда
мягкие
твердые
мягкие
парные
непарные

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИпарныепо звонкости-глухостипо твердости-мягкостинепарныезвонкиеглухиевсегдазвонкиевсегдаглухиевсегдатвердыевсегдамягкиетвердыемягкиепарныенепарные

Слайд 8Бб Вв Гг Дд Зз

Жж
Парные согласные
звонкие
глухие
Пп Фф Кк Тт

Сс Шш
Бб  Вв  Гг  Дд  Зз  ЖжПарные согласныезвонкиеглухиеПп  Фф  Кк

Слайд 9Парные согласные в конце слов надо проверять.

Надо изменить слово так, чтобы

после них стояла гласная.

зуб – зубы, глаз-глаза, рукав-рукава

Парные согласные в середине слова надо
проверять– для проверки надо изменить слово
так, чтобы после согласного стоял гласный

трубка-труба, глазки-глаза, кружка-кружечка)

Проверка парных согласных

Парные согласные в конце слов надо проверять.       Надо изменить слово так,

Слайд 10Хх
Цц
Чч
Щщ
Лл
Мм
Нн
Йй
Рр
всегда
звонкие
всегда
глухие
Непарные согласные

ХхЦцЧчЩщЛлМмНнЙйРрвсегдазвонкиевсегдаглухиеНепарные согласные

Слайд 11[б] [б'] - [п] [п'] - [в] [в'] - [ф]

[ф'] - [г] [г'] - [к] [к'] - [д] [д']
[т]

[т'] - [з] [з'] - [с] [с'] - [л] [л'] - [м] [м'] - [н] [н'] - [р] [р'] - [х] [х']

[ш]

Шш

[ц]

Цц

[ч']

Чч

[щ']

Щщ

[й']

Йй

всегда твердые

всегда мягкие

Остальные могут быть и твердыми и мягкими

[б] [б'] - [п] [п'] - [в] [в'] - [ф] [ф'] - [г] [г'] - [к] [к']

Слайд 12кк
аккуратный
аккорд
хоккей
лл
аллея
интеллигент
иллюстрация
коллекция
коллектив
миллион
троллейбус
сс
бассейн
класс
комиссия
касса
масса
пресса
профессор
искусство
шоссе
нн
ванна
тонна
мошенник
пп
аппликация
группа
мм
грамм
килограмм
жж
дрожжи
жужжат
бб
суббота
рр
терраса
УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
При переносе слов двойные согласные
разделяются:
(каС-Са, груП-Па)

ккаккуратныйаккордхоккейллаллеяинтеллигентиллюстрацияколлекцияколлективмиллионтроллейбусссбассейнкласскомиссиякассамассапрессапрофессорискусствошоссеннваннатоннамошенникппаппликациягруппаммграммкилограммжждрожжижужжатббсубботарртеррасаУДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕПри переносе слов двойные согласные разделяются:(каС-Са, груП-Па)

Слайд 13Если в слове встречаются несколько согласных
звуков подряд, то в,

д, т, л могут не произноситься.
Такой звук называется

НЕПРОИЗНОСИМЫМ

СОГЛАСНЫМ

Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный оказался бы перед гласным (честный - честен) или в
конце слова (хрустнуть - хруст).

СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО ЗВЕЗНЫЙ - ЗВЕЗДА МЕСТНОСТЬ - МЕСТО

ЗДРАВТСВУЙТЕ - ЗДРАВИЕ РАДОСТНЫЙ - РАДОСТЬ ПРЕЛЕСТНО - ПРЕЛЕСТЬ

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд, то в, д, т, л могут не произноситься. Такой

Слайд 14Алгоритм фонетического разбора
2. Определить гласный или согласный
3. Если гласный, то

ударный или безударный
1. Определить в слове количество слогов, поставить ударение
4.

Если согласный, то
а) твердый или мягкий
б) звонкий или глухой (парный или непарный)

5. Определить в слове количество букв и звуков

Яма - [й'ама] – 2 слога
[й']-согласный, мягкий, непарный, звонкий
[а]-гласный ударный
[м]-согласный, твердый, непарный, звонкий
[а]-гласный, безударный
________________________________
3 буквы, 4 звука

Алгоритм фонетического разбора2. Определить гласный или согласный3. Если гласный, то ударный или безударный1. Определить в слове количество

Слайд 15ЖИ – ШИ пиши с буквой И

мыши ужи лыжи шина

ЧА

– ЩА пиши с буквой А
дача туча свеча саранча

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У
щука чулок чудеса чудовище
ЖИ – ШИ пиши с буквой И      мыши  ужи  лыжи

Слайд 16ЦИ пиши с буквой и
кроме
цыган, цыпочки, цыпленок, цыц

цы пишется в

окончаниях
(огурцы, курицы)
и в суффиксах
(сестрицын)

ЦИ пиши с буквой икромецыган, цыпочки, цыпленок, цыццы пишется в окончаниях(огурцы, курицы)и в суффиксах(сестрицын)

Слайд 17Если после мягкого знака стоят

е, ë, ю, я, и
то

мягкий знак называется
разделительным.
(вьЮга, платьЕ, воробьИ)

В других случаях он
показатель мягкости.
(конь, мальчик)
Если после мягкого знака стоят       е, ë, ю, я, и

Слайд 18Разделительный твердый знак
пишется только после приставок,


которые оканчиваются на согласную,

перед буквами
е, ë, ю, я

съезд, подъëм, объявил

Разделительный твердый знак   пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную,

Слайд 19В сочетаниях

ЧК ЧН НЧ НЩ

РЩ

мягкий знак не пишется
ночка
каменщик
спорщик

В сочетаниях ЧК  ЧН  НЧ  НЩ  РЩ мягкий знак не пишетсяночка

Слайд 20СОСТАВ СЛОВА
Корень – это общая часть родственных слов.

гриб, грибок, грибной
Приставка – это

часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.
написал, записал, списал, подписал

Суффикс – это часть слова, которая стоит после
корня и служит для образования новых слов.
лес - лесок, лесник, лесной

Окончание – это изменяемая часть слова, которая
служит для связи слов в предложении.
ученица – ученице - ученицей

основа

СОСТАВ СЛОВАКорень – это общая часть родственных слов.       гриб, грибок, грибной

Слайд 21Алгоритм разбора слова по составу

Алгоритм разбора слова по составу

Слайд 22Безударные гласные в корне слова надо проверять.
Для этого

надо изменить слово или подобрать
однокоренное слово так,

чтобы проверяемый
гласный стал ударным.
(письмо – пúсьма, ответил – отвėт)

ЧТО

ГДЕ

КАК

ЧЕМ

НАДО
ПРОВЕРЯТЬ

а, о, и, е, я

в корне

подбирать
однокоренные слова

ударением

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ

Безударные гласные в корне слова надо проверять.  Для этого надо изменить слово или подобрать  однокоренное

Слайд 23 Приставку надо отличать от предлога.

Приставка это часть слова, она пишется

слитно со словом.
Предлог – это слово, он пишется отдельно.
Между предлогом и следующим словом можно
поставить вопрос или другое слово.

ПРАВОПИСАНИЕ
ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГА

добежал до реки, сбежал с горы

Приставку надо отличать от предлога.   Приставка это часть слова, она пишется

Слайд 24Предложение – это группа слов, связанных

между собой по смыслу.


Подлежащее–это главный

член предложения,
который отвечает на вопрос Кто? Что?
Подчеркивается одной чертой

Сказуемое – это главный член предложения,
который отвечает на вопросы
Что делает? Что сделает?
Подчеркивается двумя чертами.

Другие члены предложения называются
второстепенными.
Предложение – это группа слов, связанных        между собой по смыслу.

Слайд 25По цели высказывания предложения

бывают:

Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

- предложение, которое
о чем-либо сообщает.
В конце него ставится точка.
В класс вошла учительница.

- предложение, которое содержит вопрос. В конце него вопросительный
знак. (Кто сегодня дежурный?)

- предложение, которое содержит побуждение к действию (приказ, просьбу) Не говори не умею, а говори
научусь.

2) По интонации предложения бывают:

Восклицательное (!) и Невосклицательное

По цели высказывания предложения            бывают:

Слайд 26

Словосочетание
это два слова, связанных между собой

по смыслу.


В словосочетании есть главное и зависимое слово.
От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

Какая?

красная лента

Подлежащее и сказуемое словосочетания не образуют
– они образуют предложение.

Словосочетание это два слова, связанных между

Слайд 27Текст – группа предложений, связанных между
собой по смыслу. У

текста есть:
тема, название, начало, основная часть, конец.

Тексты бывают:

Повествовательный

– рассказывают, что
произошло (к нему мы можем задать вопрос
Что произошло?)

Текст-описание – описывает какой-либо
Предмет (к нему мы можем задать вопрос
Какой предмет?)

Текст-рассуждение – рассуждает на
какую-либо тему (к нему мы можем задать
вопрос Почему?)
Текст – группа предложений, связанных между собой по смыслу. У текста есть: тема, название, начало, основная часть,

Слайд 28ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
СЛУЖЕБНЫЕ
существительное
прилагательное
глагол
местоимение
числительное
наречие
предлог
союз

ЧАСТИ РЕЧИСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕСЛУЖЕБНЫЕсуществительноеприлагательноеглаголместоимениечислительноенаречиепредлогсоюз

Слайд 29Существительное

– это самостоятельная часть речи,
которая обозначает предмет
и

отвечает на вопросы
кто? (для одушевленных)
или что? (для неодушевленных)

Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (для одушевленных) или

Слайд 30Имена собственные
– это имена, фамилии, отчества людей,
клички животных,


названия городов, рек, морей, океанов,
названия газет, книг, фильмов и

др.

Все остальные сущ. –
нарицательные.
Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, названия газет,

Слайд 31Существительные, к которым можно подставить
слова он мой, относятся к мужскому

роду
(он мой папа).
Существительные, к которым можно подставить
слова она моя,

относятся к женскому роду
(она моя мама).
Существительные, к которым можно подставить
слова оно моë, относятся к среднему роду
(оно моë дитя).

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Существительные, к которым можно подставитьслова он мой, относятся к мужскому роду (он мой папа).Существительные, к которым можно

Слайд 32 В конце существительных

женского рода


после шипящих пишется мягкий знак.
(рожь, ночь, мышь, вещь)

На конце существительных мужского рода
после шипящих мягкий знак не пишется.
(нож, кирпич, шалаш, плащ)

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В конце существительных

Слайд 33Существительные в единственном числе
обозначают один предмет
(береза, арбуз, парта)

Существительные во

множественном числе
обозначают несколько предметов
(березы, арбузы, парты)


ЧИЛО
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Существительные в единственном числе обозначают один предмет(береза, арбуз, парта)Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов(березы, арбузы, парты)ЧИЛО

Слайд 34ПАДЕЖИ

ПАДЕЖИ

Слайд 353 СКЛОНЕНИЯ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

3 СКЛОНЕНИЯИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 36Прилагательное

это самостоятельная часть речи,
которая обозначает признак предмета
и отвечает

на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Прилагательноеэто самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слайд 37РОД И ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Род и число

имён прилагательных определяется
по роду и

числу имени существительного,
с которым оно употреблено
РОД И ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   Род и число имён прилагательных определяется

Слайд 38ГЛАГОЛ

это самостоятельная часть речи,
которая обозначает действие предмета и
отвечает

на вопросы

что делает? что делают?
что будет делать?
что

сделал? что сделают?
и другие …
ГЛАГОЛэто самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делают? что

Слайд 39Совершенный вид
– действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.

Что сделал? - написал, выучил.

Несовершенный вид
– действие еще незакончено.

Что делает? – пишет, учит.

Неопределенная форма глагола
– это те глаголы, которые отвечают на вопрос
ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
На конце они имеют –ть или – ти (быть, идти, рисовать)
Неопределенная форма не указывает на время
и не изменяется по временам.
Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил.Несовершенный вид –

Слайд 40 Кто в глаголах пишет ЦА,

-

настоящая овца.
(одеваться, стараться, умываться)

ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО
ГЛАГОЛЫ НА - ТСЯ, - ТЬСЯ

Кто в глаголах пишет ЦА,

Слайд 41НЕ с глаголами пишется раздельно:

не знаю, не знать.
Слитно пишется, когда без

НЕ глагол
не употребляется:
ненавидеть, негодовать, невзлюбить.

НЕ с глаголами

НЕ с глаголами пишется раздельно:        не знаю, не знать. Слитно

Слайд 42ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

Слайд 43ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ

Слайд 44СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Слайд 45 Местоимения

самостоятельная часть

речи,
которая указывает на предметы,
признаки

и качества,
но не называет их.

Местоимения  самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы,

Слайд 46РАЗРЯДЫ
МЕСТОИМЕНИЙ

РАЗРЯДЫМЕСТОИМЕНИЙ

Слайд 47Местоимения 3-го лица единственного числа
изменяются по родам: ОН

– мужской род;
ОНА – женский род; ОНО – средний

род.

ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЛИЦАМ

Местоимения 3-го лица единственного числа  изменяются по родам: ОН – мужской род; ОНА – женский род;

Слайд 48Имя числительное

часть речи, которая
называет количество предметов
(один, пять),


число предметов
(пятеро, трое)
или порядок предметов при счёте
(первый,

десятый).
Имя числительное часть речи, которая называет количество предметов (один, пять), число предметов (пятеро, трое) или порядок предметов

Слайд 49Разряды числительных

Количественные Порядковые
(пять книг)

(пятый этаж)



Простые Сложные Составные Дробные
(семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)
Разряды числительныхКоличественные     Порядковые (пять книг)

Слайд 50Наречие 

это самостоятельная неизменяемая
часть речи, которая обозначает
признак действия или

качество
и отвечает на вопросы
Где? Куда? Откуда? Как? Почему?


Зачем? Когда?
(далеко, хорошо, сгоряча)
Наречие это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или качество и отвечает на вопросы Где? Куда?

Слайд 51

Наречия, образованные от
кратких прилагательных с

приставками:

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

На конце наречий после шипящих
пишется Ь: настежь, прочь.
Исключения
уж, замуж, невтерпеж

Наречия, образованные от

Слайд 52
СОЮЗ
это служебные части речи, которые связывают однородные члены в

составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Взошло

солнце и осветило все вокруг.
Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее.
Видит око, да зуб неймет.
В лесу растут грибы и ягоды.






СОЮЗ это служебные части речи, которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в

Слайд 53
Электронные ресурсы:
1.Татьяна Шклярова: Справочник для начальных классов Подробнее:http://www.labirint.ru/books/223092/ 2.Картинка «Мальчик» http://hasuch.ucoz.ru/news/portfolio_s_prirodoj_dlja_shkolnikov_oformlenie_portfolio_shkolnika_sovety_i_primery/2014-08-21-21
3.Картинка

«Сова» - http://ru.depositphotos.com/25038173/stock-illustration-wise-owl.html


Электронные ресурсы:1.Татьяна Шклярова: Справочник для начальных классов Подробнее:http://www.labirint.ru/books/223092/ 2.Картинка «Мальчик» http://hasuch.ucoz.ru/news/portfolio_s_prirodoj_dlja_shkolnikov_oformlenie_portfolio_shkolnika_sovety_i_primery/2014-08-21-213.Картинка «Сова» - http://ru.depositphotos.com/25038173/stock-illustration-wise-owl.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика