Слайд 1Прочитайте предложения
8 -11,выпишите слово,образованное приставочным способом :
8.А теперь вот
горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.9.Навстречу мне попалась женщина.10.Она несла
букет желтоватой черемухи.11.Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Слайд 2Ответ : Посторониться
По
сторониться
Слайд 3Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении 1 :
1.За столом,
заваленным большими счетными листами, сидели четыре чиновника и играли в
карты.
Слайд 4Ответ :
Суффиксальный
Завал
енн
+
ый
Слайд 5Тема урока:
Повторение способов словообразования. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
:
выполнение задания 24.
Слайд 6Цели:
Познавательные:
закрепить знания о способах словообразования слов.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную
речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитательные:
Прививать чувство ответственности и взаимовыручки
на уроке;
Слайд 7Основные способы словообразования
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Морфологический
Неморфологический
Бессуффиксный
Суффиксальный
Сложения
Переход слов
Слайд 9Приставочный способ
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
Слайд 10Суффиксальный способ
Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а
также причастия и деепричастия
Слайд 11Приставочно-суффиксальный способ
Таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия
Слайд 12Бессуфиксный способ
Так образуются существительные от глаголов и прилагательных
Слайд 13Способ -сложение
Образование новых слов, с помощью двух или более корней,с
помощью соединительной гласной,
сложносокращенные слова
Слайд 14Переход слов из одной части речи в другую
Таким способом образуются
существительные от прилагат., причастий, числительных
(субстантивация)
Слайд 15Возьми на заметку
При определении способа образования слова помни!
О формах,
у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав.
ст. прил., служебные части речи вечер- вечером)
Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
Слайд 16Алгоритм способа образования слова
Установить производящую основу для данного слова
(Усадьба)
Выделить словообразовательные морфемы
(При
усадеб н ый )
Указать способ словообразования (Приставочно-суффиксальный)
Выстроить словообразовательную цепочку (Усадьба-усадебный-приусадебный)
Слайд 17
Задание:
Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред,
выключатель, заколка, заново, придворный, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель,
взрослые,соображая.
Слайд 18Сравните :
Бескрайний← край (приставочно-суффискальный)
бред ← бредить (бессуфиксный)
выключатель← выключать (суффиксальный)
заколка← заколоть
(суффиксальный)
заново← новый (приставочно-суффиксальный)
придворный← двор (приставочно-суффиксальный)
педсовет←педагогический совет (сложение)
разболеться←болеть (приставочно-суффиксальный)
подарок←подарить (суффиксальный)
несущий←нести
(суффиксальный)
услышать←слышать (приставочный)
мель←мелкий (суффиксальный)
взрослые ←взрослые люди (переход)
соображая←соображать (суффиксальный)
Слайд 19Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
1) суффиксальный
2) сложение
3)
субстантивация
4) приставочно-суффиксальный
Слайд 20Выполнение тестовых заданий
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3)
субстантивация
4) бессуффиксный
Слайд 21Выполнение тестовых заданий
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3)
приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
Слайд 22Выполнение тестовых заданий
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
1) приставочный
2)
суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
Слайд 23Выполнение тестовых заданий
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
1) полметра
2)
умалишённый
3) контригра
4) архиважный
Слайд 24Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик,
законодатель, дежурный (учитель сообщил новость) ,бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий,
безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный,(позвонил) дежурный ,выход