Разделы презентаций


Презентация к уроку на тему: "Фразеологизмы"

Содержание

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы». Подготовила Шехурдина Мария Сергеевна учитель русского языка и литературы стаж – 1 год. Сорочинская основная школа отдела образования акимата

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Доброе утро!

Доброе утро!

Слайд 2Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы». Подготовила Шехурдина Мария Сергеевна

учитель русского языка и литературы стаж – 1 год. Сорочинская основная

школа отдела образования акимата Сарыкольского района п. Сорочинка. 2017г.
Урок русского языка  в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы».  Подготовила Шехурдина Мария Сергеевна  учитель русского

Слайд 3 Неотъемлемый признак фразеологизмов заключается в том, что они

используются нами как нечто целостное, монолитное…

К.И.Чуковский

Неотъемлемый признак фразеологизмов заключается в том, что они используются нами как нечто целостное, монолитное…К.И.Чуковский

Слайд 4Цели:
1. дать понятие о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов,

их роли в обогащении речи, формировать умение правильно определять значение

фразеологизмов и употреблять их в речи;
2. уметь находить фразеологизмы; объяснять их значение; правильно употреблять в речи;
3. воспитывать культуру общения.

Цели: 1. дать понятие о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи, формировать умение

Слайд 6Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову
Слово
близки

по значению одному слову;
являются одним членом предложения.
Словосочетание
состоят из двух и

более слов;
являются устойчивыми, несвободными сочетаниями.
Фразеологизмы –  устойчивые сочетания слов, равные по значению одному словуСловоблизки по значению одному слову;являются одним членом

Слайд 7Запомни!
Значение фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре или в толковом

словаре.
В толковом словаре фразеологизмы обозначаются значком

Запомни!Значение фразеологизмов можно узнать во фразеологическом словаре или в толковом словаре.В толковом словаре фразеологизмы обозначаются значком

Слайд 8Костя на уроке труда работал плохо.
Костя на уроке труда работал

спустя рукава.
Плохо = спустя рукава
слово
словосочетание

Костя на уроке труда работал плохо.Костя на уроке труда работал спустя рукава.Плохо = спустя рукавасловословосочетание

Слайд 9Словарная работа
Рукой подать
Бить баклуши
В рот воды набрать
Валять дурака
В мгновение ока
Ни

свет ни заря
Черепашьими шагами
Близко
Бездельничать
Замолчать
Бездельничать
Быстро
Рано
Медленно

Словарная работаРукой податьБить баклушиВ рот воды набратьВалять дуракаВ мгновение окаНи свет ни заряЧерепашьими шагамиБлизкоБездельничатьЗамолчатьБездельничатьБыстроРаноМедленно

Слайд 10 «Подложить свинью»- устроить неприятность. Это выражение связано с тем, что некоторые

народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому

человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру.
«Подложить свинью»- устроить неприятность.  Это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям

Слайд 11«Гол как сокол»- очень бедный, нищий. Сокол - старинное стенобитное орудие из

чугуна или железа в форме длинного и толстого бревна или

бревно, окованное железом. Поверхность сокола была гладкой, "голой".
«Гол как сокол»- очень бедный, нищий. Сокол - старинное стенобитное орудие из чугуна или железа в форме

Слайд 12«Тертый калач»- очень опытный человек, которого трудно обмануть. Был такой сорт хлеба

— тёртый калач . Тесто для него очень долго мяли,

месили, тёрли , отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица — не тёрт, не мят, не будет калач . То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
«Тертый калач»- очень опытный человек, которого трудно обмануть. Был такой сорт хлеба — тёртый калач . Тесто

Слайд 13«Катить бочку»- обвинять кого-либо в чем-либо, жаловаться на кого-либо. Hа пристанях грузчики

скатывали бочки на берег, перегружали на телеги. Каждая бочка весила

около полутонны и можно представить, что сталось бы с человеком, неловко оказавшимся на пути подобного груза, ведь бочки на наклонных сходнях разгонялись весьма ощутимо. Отсюда - первейшее правило грузчиков: не катить бочку на человека.
«Катить бочку»- обвинять кого-либо в чем-либо, жаловаться на кого-либо. Hа пристанях грузчики скатывали бочки на берег, перегружали

Слайд 14Прикусить язык – в рот воды набрал
Прикусить язык. Внезапно замолчать,

воздержаться от разговора.
В рот воды набрал. Молчать, ничего не говорить.

Прикусить язык – в рот воды набралПрикусить язык. Внезапно замолчать, воздержаться от разговора.В рот воды набрал. Молчать,

Слайд 15«Мастер кислых щей» - неумелый работник. Кислые щи — немудрёная крестьянская

еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых

трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.
«Мастер кислых щей» -  неумелый работник. Кислые щи — немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста.

Слайд 16«Попасть в переплет»- Оказаться в трудном и неприятном положении. В диалектах ПЕРЕПЛЁТ

— сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во

всякой ловушке, оказаться в ней — дело малоприятное.
«Попасть в переплет»- Оказаться в трудном и неприятном положении. В диалектах ПЕРЕПЛЁТ — сплетённая из веток ловушка

Слайд 17«Вверх тормашками»
вверх ногами.
Тормашить — во многих русских губерниях это

слово означало ходить . Значит, вверх тормашками — это всего-навсего

вверх ходилками , вверх ногами .
«Вверх тормашками» вверх ногами.Тормашить — во многих русских губерниях это слово означало ходить . Значит, вверх тормашками

Слайд 18«Волосы дыбом» -
так говорят, когда человек очень испугался

Но вот

что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом — это стоять

навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
«Волосы дыбом» - так говорят, когда человек очень испугалсяНо вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом

Слайд 19В поте лица – как раб на галерах
В поте лица.

Работать, трудиться и т.п. очень усердно.
Как раб на галерах. Тяжёлый

труд, ведение трудной изнурительной работы.
В поте лица – как раб на галерахВ поте лица. Работать, трудиться и т.п. очень усердно.Как раб

Слайд 20В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности,

яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу

эмоциональность, афористичность и даже метафоричность
В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы

Слайд 21Отдохни!
Покажите

часть тела 1) Его задирают, зазнаваясь. 2) Не цветы, а вянут. 3)

Ими машут, как мельница. 4) Он длинный и без костей. 5) Ими щелкают от голода. 6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди. 8) С них сбиваются, когда что-то ищут.
Отдохни!         Покажите часть тела  1) Его задирают, зазнаваясь.

Слайд 22Из истории слов
«Остаться
с носом»
«Зарубить
на носу»
- «потерпеть неудачу, обмануться

в своих расчетах».
Нос – приношение, подарок, выкуп.
-

«хорошо запомнить».
Нос – памятная доска, на которую наносили различные заметки, зарубки».
Из истории слов«Остатьсяс носом» «Зарубить на носу»- «потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах».Нос – приношение, подарок, выкуп.

Слайд 23Возьмите на заметку!
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге

старый плут…
А Мишка и ухом не ведет.
И.А.Крылов
Вот за ларец принялся

он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает.
И.А.Крылов

Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась».
А.С.Пушкин

Возьмите на заметку!Отставку Мишке далиИ приказали,Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…А Мишка и ухом не ведет.И.А.КрыловВот

Слайд 24Тянуть кота за хвост – мучить бедное животное; кот наплакал

– много; показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю

рыбалку; наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму; спустя рукава – прилежно; знать назубок – наизусть.

Исправьте ошибки в толковании фразеологизмов

Тянуть кота за хвост – мучить бедное животное; кот наплакал – много; показать, где раки зимуют –

Слайд 25Из каких произведений взяты эти строки:
В путь дорогу снарядился,
Глаз не

сводит день и ночь.

Есть разгуляться где на воле…

У

наших ушки на макушке..

Из каких произведений взяты эти строки:В путь дорогу снарядился,Глаз не сводит день и ночь.  Есть разгуляться

Слайд 26Сделаем синтаксический разбор.
Маша ломала голову над трудной задачей.
Оля опять висела

на телефоне.




Сделаем синтаксический разбор.Маша ломала голову над трудной задачей.Оля опять висела на телефоне.

Слайд 27Тестовая работа
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу;
2) заварить кашу;

3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
Тестовая работа1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?   1) сварить кашу;   2)

Слайд 28Тестовая работа
1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу;
2) заварить кашу;

3) посолить кашу.
2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:
1) попасть впросак;
2) хоть пруд пруди;
3) слово в слово.
3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:
1) сесть в калошу;
2) кот наплакал;
3) вешать нос.
4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?
1) зазнаваться;
2) задаваться;
3) бездельничать.
5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
Тестовая работа1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?   1) сварить кашу;   2)

Слайд 29Домашнее задание
1. Выучить определение фразеологизма.
2. Выписать из

художественных текстов 5 предложений с фразеологизмами, определить их значение.
Желаю успеха!

Домашнее задание1.   Выучить определение фразеологизма. 2. Выписать из художественных текстов 5 предложений с фразеологизмами, определить

Слайд 30Дарю эти фразеологизмы вам!
Ума палата
Голова на плечах
Светлая голова
Семи пядей во

лбу

Дарю эти фразеологизмы вам!Ума палатаГолова на плечахСветлая головаСеми пядей во лбу

Слайд 31 Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика