Слайд 1Сложноподчинённое предложение
11класс
Учитель русского языка и литературы МОУ «Вёскинская СОШ»
Небылицына
Т.А.
Слайд 2 Строение СПП
Сложноподчинённое предложение состоит из главного
и придаточного предложений, связанных интонацией и подчинительными союзами.
что?
[Пожелаем],( чтоб не меркнул
Правды свет в краю родном).
что?
[ глагол ],(чтоб)
Слайд 3Подчинительные союзы и союзные слова
ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО,
ОТТОГО ЧТО,
КОГДА, ЕСЛИ, ТАК ЧТО,
КОТОРЫЙ, ГДЕ,
КУДА, ОТКУДА и др.
1.СПП с придаточным подлежащным (кто? что?)
(Кто весел), [тот смеётся].
2. СПП с придаточным сказуемным (каков?) (Каков вопрос), [таков ответ].
3.СПП с придаточным определительным (какой?)
[ Дорогу указывает свет], (который сияет впереди).
Слайд 5 Виды СПП
4.СПП с придаточным дополнительным
(изъяснительным) (вопросы косвенных падежей)
[Не откладывай на завтра то],( что можешь
сделать сегодня).
Слайд 6 Виды СПП
5. СПП с
придаточным обстоятельственным (Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?):
1). Образа
действия и степени (Как? Каким образом? В какой степени?)
2).Места (Где? Куда? Откуда?)
3). Времени (Когда? )
Условия (При каком условии?)
5). Причины (Почему?)
6). Цели (Для
чего?)
7). Уступки (Несмотря на что?)
Определите вид СПП:
[Это было в мае],( когда деревья уже оделись листвой).
[Я хотел бы жить и умереть в Париже],( если б не было такой земли - Москва.)
Слайд 8 Знаки препинания в СПП
Между частями СПП ставится запятая.
(Чтобы беречь землю),[ надо её любить].
[ Язык, (которым говорит человек),-
ключ к его характеру].
[ Не всё сбывается], (что желается).
Слайд 9 Конструирование предложений
Постройте из двух предложений
:
а) Человек нашёл своё призвание.
б) Труд становится для
него радостью.
1.ССП
2.СПП
Тест
« Определи вид СПП»
1.Музыка хороша тем, что соединяет
людей в одном чувстве.
2. Что с возу упало, то пропало.
3.Плох тот мастер, который сам не был учеником.
4.Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с плеч.
5. Где тонко, там и рвётся.
6. Когда туман рассеялся, показалась деревня.
7. Не будет скуки, если заняты руки.
8.Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.
9. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит
10.Пускай я слаб, мой меч силён.
Слайд 11 Проверь себя
1. СПП с придаточным дополнительным
2.
СПП с придаточным подлежащным
3. СПП с придаточным определительным
4. СПП с
придаточным обстоятельственным образа действия
5. СПП с придаточным обстоятельственным места
6. СПП с придаточным обстоятельственным времени
7. СПП с придаточным обстоятельственным условия
8. СПП с придаточным обстоятельственным причины
9. СПП с придаточным обстоятельственным причины
10. СПП с придаточным обстоятельственным уступки
Слайд 12 Тест « Расставь знаки препинания»
1.Трёх сосен
которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет.
2.Там счастье не
диво где трудятся нелениво.
3. Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому потому что ему никто бы не поверил.
4. Как бы ни светило солнце небо через это окно всегда казалось серым и холодным как осенью.
5. В ясный день мы увидели в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.
6.Чем дольше шёл отряд тем путь становился всё более непроходимым.
7. Глупец один не изменяется ибо время не приносит ему развития а опыт для него не существует.
8.Он не просто заплакал как плачут городские дети он закричал громче самого горластого мужика.
Слайд 13 Проверь себя
1.Трёх сосен, которые так любил Пушкин,
в Михайловском сейчас нет.
2.Там счастье не диво, где трудятся нелениво.
3.
Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не поверил.
4. Как бы ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как осенью.
5. В ясный день мы увидели в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
6.Чем дольше шёл отряд ,тем путь становился всё более непроходимым.
7. Глупец один не изменяется ,ибо время не приносит ему развития, а опыт для него не существует.
8.Он не просто заплакал, как плачут городские дети, он закричал громче самого горластого мужика.
Оцени себя!
Тест «Определи вид
СПП»
«5»-10 баллов
«4»-8-9 баллов
«3»-6-7 баллов
Тест «Расставь знаки препинания»
«5»-8 баллов
«4»-7 баллов
«3»-6 баллов
Определи, над чем следует продолжить работу, что надо повторить.