Слайд 1Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
Слайд 215.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого
в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы
передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Слайд 3Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
Работа, написанная без
опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчиво
Слайд 4ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к
ней).
2. Аргументация: а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.
…
Слайд 5Нужно будет рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках
препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, богатстве русского языка…
Слайд 6 Шаг 1.
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Выделите
ключевые слова
Слайд 7 Шаг 2.
Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких
свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Слайд 8 Шаг 3.
Оформляем вступление Во вступлении необходимо раскрыть смысл
высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:
автор
анализирует( характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает считает, что ... и т.д.
Слайд 9Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
А. Можно
применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Б. Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
В. Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или:
Г. В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Слайд 10 Шаг 4.
Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими
фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора
текста) --Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста...
-Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Слайд 11Аргумент 1
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш
язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими
общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте
Слайд 12Аргумент 2
. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы
образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее
продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Слайд 13 Шаг 5.
Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается
вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о
том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.
Слайд 14Заключение.
Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том,
что в русском языке можно найти нужные слова для выражения
самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста. Итак,
Слайд 15Тематика сочинений С15.1
1)Лексика и фразеология
2) Лексика и грамматика
3) Морфология
4)
Синтаксис и пунктуация
5) Человек и его язык (речь)
6) Язык
и речь
7) Язык художественной литературы.
8) Средства речевой выразительности
Слайд 16«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что
оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть
представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Слайд 17Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав
без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение
грамматики, он получает величайшее значение».
Слайд 18Примеры –аргументы(иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его
лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора).
Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.