Слайд 2
Тема:
Фразеология.
Фразеологические единицы и их употребление.
Слайд 3
Цель:
повторить, углубить и обобщить знания о фразеологических оборотах
Слайд 4
Так образы изменчивых фантазий
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
В.Брюсов
Слайд 5Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению
Слайд 6 Узнай фразеологизм по рисунку
Вставлять палки в колеса
Волосы
становятся дыбом
Выйти сухим из воды
Льет как из ведра
Слайд 7 Смотреть как баран на новые
ворота
Глаза разбегаются
Водить за нос
Как с гуся вода
Слайд 8Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания
слов
Слайд 9 Основные признаки
фразеологизмов:
- устойчивость
- воспроизводимость
- целостность значения
Слайд 10
Стилистически нейтральные
(во что бы то ни стало, время от времени,
находить общий язык, от мала до велика)
Возвышенные
(хлеб насущный, внести свою
лепту, краеугольный камень)
Разговорные, просторечные
( как с гуся вода, считать ворон,
подложить свинью)
Фразеологизмы
Слайд 11
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 12
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Слайд 13
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Слайд 14
Распределите фразеологизмы на три группы. Определите значение фразеологизмов
За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету,
провалиться в тартарары, казанская сирота, по щучьему веленью, Троянский конь, вавилонское столпотворение, у разбитого корыта, искать жар-птицу, метать громы и молнии .
Слайд 15
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм
О том кто часто меняет
свои решения.
(У него семь пятниц на неделе)
О человеке, которого трудно
заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.
(Фома неверующий)
О кротком и безобидном человеке.
(Мухи не обидит)
О болтливом человеке.
(У него язык без костей)
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
(Между двух огней)
Слайд 16Выпишите свободные словосочетания в один столбец, а фразеологические обороты —
в другой.
Хорошо писать, спустя рукава, белая ворона, удельный вес, гашеная
известь, белая известь, бить тревогу, бить ногой, бить баклуши, уйти из дома, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели, в три кармана, первая скрипка, первая перчатка, первая победа, отвечать головой, рыдать навзрыд, прямой угол, щекотливое дело.
Слайд 17Объясните значение фразеологических оборотов
- плясать под чужую дудку,
- подливать
масло в огонь,
- перемывать косточки,
- набрать в рот
воды,
- между небом и землей.
Слайд 18
Подберите синонимы к фразеологическим оборотам
- на скорую руку,
- куда
глаза глядят,
- спустя рукава,
- хоть шаром покати,
- на чем
свет стоит,
- рукой подать,
- семь пятниц на неделе,
- повесить нос,
- дать дуба,
- постоять за себя,
- курить фимиам.
Слайд 19
Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов, пользуясь фразеологическим словарем
-
Шапка Мономаха,
- Янус двуликий,
- дамоклов меч,
- гомерический
смех,
- аредовы веки,
- гордиев узел,
- злоба дня,
- притча во языцех.
Слайд 20
РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Слайд 21
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов.
Объясните суть каждой
ошибки.
Слайд 22
- Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд.
-Мы идем
в ногу со своим
временем.
- Решение задачи привело в тупик.
-
Ему воскуряли дифирамбы.
- Нам не удалось одержать реванш над командой из другой, школы.
- Затея лопнула, как карточный домик.
- Он работал, опустив рукава.
Слайд 23 ИТОГ УРОКА
- фразеологизмы это мудрость народа, накопленная веками;
-
универсальное изобразительно - выразительное средство;
- готовый языковой материал удобный для
использования в речи;
- использование фразеологизмов делает речь образной, эмоциональной, красивой, яркой, запоминающейся.
Слайд 24
Используйте фразеологизмы в своей речи.
Используя фразеологизмы,
не нарушайте их цельности.
Слайд 25 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Используя фразеологический словарь, выяснить происхождение и значение фразеологических
оборотов:
- Ахиллесова пята,
-яблоку негде упасть,
- краеугольный камень,
-кричит во всю ивановскую,
-как
зеницу око.