Слайд 1Открытый урок русского языка
В 3 классе
( Средняя школа
им. Токаша Бокина)
я
ты
вы
мы
она
он
Учитель: Клунная Л.В.
оно
они
Слайд 2Станем грамотеями
Тема: Местоимение как часть речи
Слайд 3
.
Двадцать седьмое февраля
Местоимение как часть речи
Слайд 4
.
Я живу в республике Казахстан.
Мы учимся в третьем классе.
Слайд 5
В далёкие древние времена в одном царстве-государстве жили добрые и
весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство
славилось богатством и достатком.
Слайд 6И, наконец, она придумала страшную месть. Она схватила свой волшебный
посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
Пусть эти
счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Слайд 7Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
«Вот теперь-то они обязательно рассорятся, не понимая друг друга. Придёт
конец их счастью и радости!»
Слайд 8Давайте теперь и мы перенесёмся в сказочное царство.
Слайд 9В нём уже царил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными.
Ещё ничего не понимая, они пытались дать объяснение случившемуся, объясниться
друг с другом, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Слайд 10Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец
с длинной седой бородой. Люди, удручённые бедой, бросились ему навстречу
и поведали о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
Слайд 11Я и МЫ,
ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все
слова отличные,
Важные и ЛИЧНЫЕ.
Это, без сомнения,
Все МЕСТОИМЕНИЯ.
Слайд 12«Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не
сразу, - пообещал мудрец. – А пока я дам вам
слова вместо имён и названий, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга, не называя имён и предметов. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я, если вас будет много, то скажете – МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а если к нескольким людям, то - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите ОН, ОНА, ОНО; если их много – ОНИ».
Слайд 13Я, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – это МЕСТОИМЕНИЯ.
Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение
– это часть речи.
Слайд 14«Вот вы и познакомились с новыми словами, - сказал Мудрец.
– А пока я буду искать злую колдунью, чтобы вернуть
вам имена, вы должны будете выполнить упражнение. Прощайте».
Упражнение
1. Прочитай.
Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены.
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
2. Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Подумай, с какой частью речи связаны местоимения в предложении. Подчеркни в третьем предложении главные члены.
Слайд 16А всё это время Мудрец искал пещеру лютой ведьмы и
наконец добрался до её жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям
царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что она задаст мудрецу такие хитрые вопросы и загадки, которых он не отгадает. Колдунья была уверена, что лишь она знает ответы на вопросы, а поэтому ей не придётся выполнять просьбу мудреца.
Слайд 17Первое же задание оказалось сложным, и мудрец просит нашей помощи.
Он отправил нам письмо с голубем. А также Мудрец оставил
таблицу лиц местоимений, чтобы мы смогли помочь. Давайте изучим её и поможем ему?
Вот и прилетел голубь. Давайте прочитаем письмо:
Слайд 18Вот стихотворения,
из них нужно выписать
все местоимения 1,2,3-го
лица:
Если я
сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если
мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
С целым миром спорить я
готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех
цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудач,
Видел я: цветы, как люди,
плачут
И росу роняют на песок.
Слайд 20Молодцы ребята! Вы все справились! Но это ещё не конец.
У злой колдуньи остались ещё задания. И Мудрецу одному никак
не справится. Надо ему помочь…
Прослушайте песню Д. Тухманова и Р.Рождественского «Родина моя» в исполнении С. Ротару
Слайд 21Личные местоимения
(местоимения-существительные)
Слайд 22Личные местоимения
(местоимения-существительные)
м.р. ж.р. с.р.
Слайд 23
Какие два местоимения
мешают движению на дорогах?
2. Сколько личных местоимений
в слове семья?
3. Первый слог – личное
местоимение. Второй –
звук,
который издаёт лягушка.
Вместе – овощ.
4. Первый слог – личное
местоимение 1-го лица. Второй
слог ты найдёшь в словах:
сварщик, пильщик, барабанщик.
Вместе обозначают вместилище
для чего-нибудь.
5. Первый слог – личное местоимение,
Второй – то же, что несчастье. Вместе
обозначают – мелкая клевета
или клеветник.
Слайд 24
Вот и со вторым заданием вы все справились. Осталось самое
последнее задание. Для того, чтобы его пройти достаточно ответить на
вопрос:
«Какое слово вы получили? Расскажите что вы узнали сегодня об этой части речи.
Слайд 25Вот и закончились испытания. На все вопросы и задания вы
с мудрецом дали правильный ответ.
Так что пришлось ведьме возвращать
имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. А так как эти слова были даны им вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «в местоимения» (то есть «вместо имени»), но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Слайд 26Вот наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Жители
этой страны прощаются с вами и приглашают снова в гости.
Думаю, мы многому научились в этой стране и обязательно сюда ещё вернёмся, да?
Слайд 27 Работа с учебником
Упражнение 436 на стр. 190
Слайд 28 Упражнение
«Четвертое - лишнее»
1) он, она, оно, я
2)
я, ты, они, он
3) ты, к, от, за
Слайд 31Стр.191 Упр. 438
Домашнее задание
Слайд 33ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Средней школы имени Токаша Бокина с дошкольным мини центром
с. Аккайнар
Клунной Л.В.