Слайд 1«Давайте, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!»
Слайд 2 Архип Иванович Куинджи
«Лунная ночь на Днепре»
Слайд 3
открывать, поднялся, манит, затягивая
высоко, изогнув, темно, вверху
Слайд 5
Деепричастие
как особая форма глагола
Слайд 6Цели:
получить представление о деепричастии как особой форме глагола;
понять, почему деепричастие
является особой формой глагола, чем оно отличается от причастия, глагола
и других частей речи;
каковы морфологические признаки деепричастия и его синтаксическая роль;
научиться находить деепричастия в речи и определять их признаки
Слайд 7Путешествие по страницам словаря
Деепричастие произошло
от двух слов:дее ( от деяти в значении делать )
+ причастие ( ср. причастность )
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Слайд 8План изучения деепричастия.
Грамматическое значение.
Морфологические признаки.
Синтаксические признаки.
Слайд 9V – знаю
+ - узнал новое
! – удивило.
Слайд 11Какое слово является деепричастием? Объясните выбор.
1.поглядывая
3.умевший
2.взлететь
4.стремящийся
Найдите деепричастие несов.вида. Объясните выбор.
1.окутывая 3.набрав
2.одумавшись 4.не услышав
Слайд 12Выберите деепричастие несов. вида, невозвратное:
Уткнувшись, распустив, освещая.
Слайд 131 вариант – выписать деепричастия несов.вида
2 вариант– выписать деепричастия сов.вида.
Обозначить главное слово
1.ликуя от радости
2.набив ватой
3.дивясь ошибке
4.махая другу
5.выскочив раздетым
6.испекши булочки
Слайд 14Выпишите словосочетания: глагол+деепричастие
1.Медлительная, важная луна, опутав звезды сетью золотой, загадочно
повисла над водой.
2.Сверкая, полная луна озаряет огромный простор.
3.Ворча и оглядываясь,
Каштанка вошла в комнату.
4.Берез веселый хоровод, шумя, встречает нас поклоном.
5.Шумели листья, облетая, лес заводил осенний вой.
Слайд 15
Самопроверка
1.нашел деепричастие правильно
2. нашел деепричастие неверно
3.вызвало затруднение:
Слайд 16
Проверка
1 вариант
2 вариант
ликуя от радости набив ватой
дивясь ошибке выскочив раздетым
махая другу испекши булочки
Слайд 17Проверка
повисла опутав
озаряет сверкая
вошла ворча и оглядываясь
встречает шумя
Шумели облетая
Слайд 18Тест на определение уровня. КЛЮЧ
1. Признаки каких частей речи объединяются
в деепричастии? Подчеркните правильные ответы:
а) имени существительного
б) имени прилагательного
в) глагола
г)
местоимения
д) наречия
2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) основное действие;
г) добавочное действие предмета.
3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные ответы:
а) вид;
б) время;
в) склонение;
г) переходность (непереходность);
д) спряжение;
е) лицо;
ж) возвратность (невозвратность).
4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) по лицам и числам (спрягаются);
б) по числам и падежам (склоняются);
в) не изменяются вовсе.
Слайд 19Тест на определение уровня. КЛЮЧ
5. Каким членом предложения обычно бывают
деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) определением;
б) обстоятельством;
в) дополнением;
г) сказуемым.
6. Какие суффиксы
участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида? Подчеркните правильный ответ:
а) –а, -я;
б) –в, -вши;
в) –ши
7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:
а) плачущий, плача, плачет, плачь;
б) отдохнув, отдохнувший, отдохну, отдохни;
в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;
г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;
д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;
е) указав, указавший, указал, указать;
ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.
8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:
Касаться – касаясь, коснувшись,
Встретить – встречая, встретив.
Слайд 20Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью без ошибок.
Определите
свой уровень:
I ур. – 1 задание
II ур. – 2-3 задания
III
ур. – 4-5 заданий
IV ур. – 6-7 заданий
V ур. – 8 заданий
Слайд 21Рефлексия
Я знаю …….
Я умею …………
Я знаю и могу объяснить ……
Слайд 22Домашнее задание (по выбору)
Составить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (около
10 предложений) оценка «5»
Найти из художественной литературы 7-8 предложений, где встречаются деепричастия оценка «4»
Упр. 571 выпиши только деепричастия, обозначая суффикс оценка «3»