Слайд 1Обобщающий урок -сказка
по теме:
"Имя существительное"
Слайд 2Русская народная сказка
«Царевна-лягушка»
Слайд 31.Назовите героев этой русской народной сказки.
2.К какому типу сказок
она относится?
3.Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
Слайд 4В добрый путь
вместе со сказкой!
Слайд 5Старичок подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Слайд 6Задание.
Найти в предложениях существительные. Назовите какими членами в предложении
они являются?
1.Слезами горю не поможешь.
2.Риск – благородное дело.
3.Волков
бояться – в лес не ходить.
Слайд 7Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
Слайд 8Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет
герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к
1, 2, 3 склонению.
Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать это имя существительное, определить его склонение.
Слайд 9
Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень
Слайд 10Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и
мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными. Какие особенности
есть в написании имен собственных?
Слайд 11Задание-игра.
“Я знаю 5 имен …”.
Записать пять:
имен сказочных
героев;
названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.
Слайд 12 Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:
- Если хочешь, я
помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или
неодушевленное?
Слайд 13
Задание.
Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные,
определить их род.
Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, медведь, игла,
дуб, избушка, лягушка, Баба-яга, селезень.
Слайд 14
Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Слайд 15
Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.
Слайд 19
Задание:
определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на
доске. Обозначьте орфограмму:
Ш..в
ш..рох
ш..мпол
крыж..вник
капюш..н
Слайд 20
А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка,
а в ней сидит Баба-Яга.
Слайд 21
Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и
где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает
падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
Слайд 22
Задание.
Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания,
определить падеж.
Смерть Кощея находится в игле.
Та игла - в
яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце.
Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
Слайд 24
Бросился Иван-царевич к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук,
а на нем надпись:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Слайд 25
Задание.
Выполнить морфологический разбор существительного в сундуке из данного
предложения:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Слайд 26
Задание.
Найдите существительные в данном предложении. Каким членом предложения
они являются?
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Подчеркните их
в данном предложении.
Слайд 27
Чем же закончится наша сказка?
Сможет ли Иван-царевич
найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного?
Слайд 29
Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго
и счастливо до глубокой старости.