Разделы презентаций


Приемы работы над языковыми нормами на уроках русского языка в плане подготовки к ЕГЭ

Содержание

Выдержка из кодификатора ЕГЭ9. Языковые нормы9.1. Орфоэпические нормы9.2. Лексические нормы9.3. Грамматические нормы (морфологические нормы)9.4. Грамматические нормы (синтаксические нормы)Задания 4 – 7 - ?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Бондаренко Марина Анатольевна, к.п.н., профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО»

(г. Москва), член Союза писателей, автор учебных пособий издательства «Просвещение»

Приемы

работы над языковыми нормами на уроках русского языка в плане подготовки к ЕГЭ

Бондаренко Марина Анатольевна, к.п.н., профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО» (г. Москва), член Союза писателей, автор учебных

Слайд 2Выдержка из кодификатора ЕГЭ

9. Языковые нормы
9.1. Орфоэпические нормы
9.2. Лексические нормы
9.3.

Грамматические нормы (морфологические нормы)
9.4. Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Задания 4 –

7 - ?
Выдержка из кодификатора ЕГЭ9. Языковые нормы9.1. Орфоэпические нормы9.2. Лексические нормы9.3. Грамматические нормы (морфологические нормы)9.4. Грамматические нормы (синтаксические

Слайд 6– Работа со словником (по частям речи, см. также методические

рекомендации на сайте ФИПИ);
– Упражнения разного типа на закрепление

нормы постановки ударения в сочетании с закреплением других языковых норм.
51 упражнение + проверочная работа-практикум

Задание 2. Прочитайте предложения вслух. Поставьте ударение в выделенных словах.
1) В ленте новостей выделялось сообщение о строительстве нового газопровода. 2) В некоторых странах наличие двойного гражданства является препятствием к получению министерского портфеля. 3) Мировое сообщество использовало все политические и военные средства, чтобы заставить враждующие стороны придерживаться достигнутых договоренностей.

Орфоэпическая норма (задание 4)

– Работа со словником (по частям речи, см. также методические рекомендации на сайте ФИПИ); – Упражнения разного

Слайд 7Методические приемы, используемые при обобщении и систематизации изученного материала в

выпускном классе
абстрагирование (в т.ч. выявление общих тенденций и закономерностей);
алгоритмизация (в

основном, при обобщении орфографии);
аналогия (сопоставление, противопоставление);
аналитические упражнения;
аудиовизуальное сопровождение;
грамматические игры и др.
Методические приемы, используемые при обобщении и систематизации изученного материала  в выпускном классеабстрагирование (в т.ч. выявление общих

Слайд 8- ОВАТЬ
ИРОВАТЬ
баловать
избаловать
премировать
костюмировать
пломбировать
сервировать
экипировать
маркировать

глазировать
драпировать

- ОВАННЫЙ
- ИРОВАННЫЙ
балованный
избалованный
премированный
костюмированный

Орфографический

ракурс:

рифмоваННый, именоваННый, дароваННый, линоваННый, калиброваННый, нумероваННый
- ОВАТЬИРОВАТЬ баловать избаловать премировать костюмировать пломбировать сервировать экипировать маркировать глазировать драпировать - ОВАННЫЙ- ИРОВАННЫЙ балованный избалованный

Слайд 9 Слúвовый или сливóвый - ?
яблоня – яблоневый
алыча –

алычовый
айва – айвовый
персик – персиковый
абрикос –

абрикосовый
верба – вербовый
ива – ивовый
сосна – сосновый
ольха – ольховый
ясень - ясеневый
слива – сливовый
груша – грушевый


Отступление – в односложных словах:

дуб – дубОвый
клен – кленОвый
ель – елОвый, но:
вяз - вЯзовый

Вишнёвый - ?

Слúвовый или сливóвый - ?яблоня – яблоневый алыча – алычовыйайва –   айвовый персик –

Слайд 10взоры, ссоры
плюш


капель
немало, поймала
лазурит


фрагмент
спортом
проводник
разлучить
сэр
не скользи
разворот
на кровать
лишний

договоры
коклюш
щавель
клала
включит
цемент
тортом
еретик
кровоточить
диспансер
жалюзи
водопровод
баловать
давнишний

взоры, ссоры   плюш      капельнемало, поймала

Слайд 11 Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию определите значение слова,

произнесите, соблюдая произносительную норму.
1) часть улицы между двумя перекрестками; 2)

трубы, по которым поступает газ; 3) скульптурное изображение человека; 4) если ребенку во всём потворствуют, значит, его …; 5) тысяча метров; 6) деловая, официальная бумага; 7) стол, стоящий на кухне; 8) наука о звуках речи.

Ведение словаря личных ошибок; наблюдение над чужими ошибками – составление рейтинга ошибок.

Орфоэпическая разминка. Закончите стихотворения:
Не ждали мы особой прибыли, Вертелась Юлька, как юла,
Но за наградой все же … И с опозданьем …
 
Иван Петров, как занят ни был, Дела советуем забыть
А посмотреть на Сочи … И вместе с ним сюда …

Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию определите значение слова, произнесите, соблюдая произносительную норму. 1) часть улицы между

Слайд 12Проектное задание № 3. «Обучающий орфоэпический словарь».
Цель проекта: создать школьный

орфоэпический словарь нового типа.
Приём третий. Подбор рифм. Игра

в буриме

 ЦемЕнт –– эксперимент, патент, студент, президент, пациент, агент, инструмент, фрагмент, комплимент и др.
 Включайся в наш эксперимент,
Готовь скорей к нему цемЕнт.
Чтоб с делом справился студЕнт,
Перепроверьте инструмЕнт.
Работа в парах: какая парта подберет больше рифм?
звонИт –– алфавит, паразит, аппетит, _________________________
___________________________________________________________

Проектное задание № 3. «Обучающий орфоэпический словарь».Цель проекта: создать школьный орфоэпический словарь нового типа.  Приём третий.

Слайд 13Проектное задание № 3. «Наследники Леонтия Магницкого»
Цель проекта:

подготовить и провести конкурс на лучшее стихотворное изложение правила, закона,

теоремы, истории открытия, определения понятия в области тех дисциплин, которые изучаются в седьмом классе.
Проектное задание № 3. «Наследники Леонтия Магницкого»  Цель проекта: подготовить и провести конкурс на лучшее стихотворное

Слайд 14 
____________________________ квартал
___________________________ не достал
_____________________________ вручит
__________________________ дефицит
___________________________ гримаса
___________________________ из атласа
___________________________

рикошетом
_____________________________ при этом

 ____________________________ квартал___________________________ не достал_____________________________ вручит__________________________  дефицит___________________________ гримаса___________________________ из атласа___________________________ рикошетом_____________________________ при этом

Слайд 15 Задание 50. Мини-проект. Воспользуйтесь опытом, полученным во

время подготовки тренинга «Проба пера», и составьте словарик «Запоминалки» с

наречиями, в которых обычно допускают орфоэпические ошибки. Можете дополнить предложенный ниже список не вошедшими в него словами.
Создайте «запоминалки» в виде стишков или подбора рифм. Запишите один-два собственных примера, обсудите их с товарищами, продумайте вариант оформления словарика (книжка, открытки, афишки, слайды или др.).
Задание 50. Мини-проект. Воспользуйтесь опытом, полученным во время подготовки тренинга «Проба пера», и составьте

Слайд 16Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением

и требованием лексической сочетаемости) Задание 5

Лексические нормы  (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) Задание 5

Слайд 17С. 24 – 43.
– Словарик паронимов (см. также на

сайте ФИПИ);
– Упражнения разного типа на предупреждение смешения паронимов.

41 упражнение + проверочная работа-практикум

Образец рассуждения. …Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определённым сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи)…

Задание 8. С. 29.
2. Внимательно прочитайте значения паронимов.
Царский — относящийся к монарху и монархии; роскошный, богатый. Царская Россия.
Царственный — свойственный царю; величавый, горделивый. Царственный вид. Царствующий — управляющий страной в качестве монарха; господствующий, широко распространённый. Царствующая династия.
3. Составьте с приведёнными ниже словами словосочетания, используя пароним из данного ряда.
Молчание, престол, режим, ужин, осанка, природа.

С. 24 – 43. – Словарик паронимов (см. также на сайте ФИПИ); – Упражнения разного типа на

Слайд 18Анализ наиболее распространенных лексических ошибок
Смешение
паронимов
их шалость не осталась безнаказанной

– о диверсии; полицаи не стали с ним любезничать и

выпустили несколько очередей

Употребление слов без учета их семантики

Избыточные словесные выражения

Нарушение лексической сочетаемости

героиня была психологически больна;
немного оступиться от собственной совести

маленькая мелочь; героизм наших героев; эмоциональные чувства; на перепутье жизненного пути; в рассказе рассказывается

совершить измену; заполучить уважение; играл огромное значение; сражались ценой своих жизней

Анализ наиболее распространенных лексических ошибокСмешение паронимових шалость не осталась безнаказанной – о диверсии; полицаи не стали с

Слайд 19 Задание 16. Соберите материал о паронимах, оформите его

в виде параграфа учебника. Используйте для работы предложенные ниже материалы.

Задание 16. Соберите материал о паронимах, оформите его в виде параграфа учебника. Используйте для работы

Слайд 20Грамматические нормы русского языка. Отражение грамматических норм в заданиях ЕГЭ

и приёмы работы над ними
Выдержка из спецификации КИМ


Морфологические нормы (образование форм слова).
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Грамматические нормы русского языка. Отражение грамматических норм в заданиях ЕГЭ и приёмы работы над ними  Выдержка

Слайд 21ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,

в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 7Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции

Слайд 22Образец рассуждения.
Задание правильней начать выполнять с

анализа примеров, приведённых во втором столбце таблицы. Очень важно установить

правильность/неправильность построения предложения, а затем соотнести ошибку, допущенную в предложении, с одним из типов грамматических ошибок из первого столбца.
В предложении И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя допущена ошибка: глаголы «подвергает» и «раскрыл» являются глаголами разного вида и времени, что недопустимо в одном предложении. Следовательно, в предложении нарушена видовременная соотнесённость глагольных форм. Д — 1.

Описание содержания задания…

Задание 6. С. 44 – 56. Число заданий: 27 + проверочная работа.
Задание 7. С. 59 – 70. Число заданий: 20 + проверочная работа-практикум

Образец рассуждения.   Задание правильней начать выполнять с анализа примеров, приведённых во втором столбце таблицы. Очень

Слайд 23Анализ наиболее распространенных грамматических ошибок + самоанализ
Ошибки при управлении и

согласовании
взаимоотношения может быть сложным и тяжелым; действия героя определяет судьбу
переправа

русскими войсками; через боль и страдания полз; в своем произведении «Царь-рыбе»; обеспечила ему хорошее мнение от остальных людей; побудило народ на этот поступок; считает за свою семью

Л. Н. Толстовым показана; повесть Василь Быкова; история любви Павла Алехина и замужней Анной Луганович; сколько время прошло; оставил двоих дочерей; после гибелей многих героев

Формообразование имен

Грамматическая координация подлежащего и сказуемого

Анализ наиболее распространенных грамматических ошибок + самоанализОшибки при управлении и согласованиивзаимоотношения может быть сложным и тяжелым; действия

Слайд 24Наиболее частые грамматико-морфологические ошибки
Нарушения в употреблении имен существительных:
неправильное образование множественного

числа имен существительных (закупить компьютера - компьютеры);
неверное образование падежных форм

(пара носок – носков);
нарушение норм склонения фамилий (говорил с Павлом Глоба – Глобой);
неверное определение рода несклоняемого существительного (видел смешную шимпанзе – смешного шимпанзе)
Ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных и наречий (более лучше – лучше; более хорошо).
Ошибки в склонении и употреблении имен числительных (свыше пятьсот грамм – пятисот граммов).


Наиболее частые грамматико-морфологические ошибкиНарушения в употреблении имен существительных:неправильное образование множественного числа имен существительных (закупить компьютера - компьютеры);неверное

Слайд 25Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Неправильное построение предложения с деепричастным

оборотом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ошибка в построении предложения

с однородными членами.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Ошибка в построении сложного предложения.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Нарушение в построении предложения с косвенной речью.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.Ошибка

Слайд 26Находим в предложении грамматическую основу.
В двусоставном предложении определяем, кем (чем)

совершается действие, выраженное деепричастием.
Если оба действия совершаются одним лицом (предметом),


деепричастный оборот может быть употреблен (+).
Если предложение односоставное безличное, определяем, подразумевается ли деятель при сказуемом, выраженном по следующей модели: МОЖНО + ИНФИНИТИВ
Если подразумевается, деепричастный оборот может быть употреблен (+).

Алгоритм

Построение предложения с деепричастным оборотом

Находим в предложении грамматическую основу.В двусоставном предложении определяем, кем (чем) совершается действие, выраженное деепричастием.Если оба действия совершаются

Слайд 27«Включение» имен числительных в изучаемые темы

«Включение» имен числительных в изучаемые темы

Слайд 28Карточка 4. Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в

2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была

подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около 840 млн рублей.

Карточка 4. Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация

Слайд 29 Проектно-исследовательское задание № 7. «Грамматические пороги имени

существительного».
Задание 67. Рассмотрите таблицу, в которой отражено нормативное формообразование.

Подготовьте с данными в таблице словами задания-шутки, задания на исправление ошибок, на выбор правильного варианта.

Проектно-исследовательское задание № 7. «Грамматические пороги имени существительного». Задание 67. Рассмотрите таблицу, в которой

Слайд 30Задание 75. Попробуйте образовать форму родительного падежа множественного числа от

данных ниже слов. Если у вас это не получится, воспользуйтесь

приведёнными справками из грамматических словарей. Используйте эти сведения при подготовке заданий для олимпиады.

Мечта –– _________________________________________________
Башка –– _________________________________________________
Мольба –– ________________________________________________
Тахта –– _________________________________________________
Дно –– ____________________________________________________
Задание 75. Попробуйте образовать форму родительного падежа множественного числа от данных ниже слов. Если у вас это

Слайд 31Благодарю за внимание!
marbondina@mail.ru

Благодарю за внимание!marbondina@mail.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика