Разделы презентаций


Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием

Содержание

Добрый день, мои друзья!Встречи с вами рада я.Сели ровно, все достали, Вспоминаем все, что знали.Оставляем все заботы И включаемся в работу!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
«Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием»
Трегубова О. С.
Учитель

русского языка
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

«Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием»Трегубова О. С.Учитель русского языка МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Слайд 2Добрый день, мои друзья!
Встречи с вами рада я.
Сели ровно, все

достали,
Вспоминаем все, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в

работу!
Добрый день, мои друзья!Встречи с вами рада я.Сели ровно, все достали, Вспоминаем все, что знали.Оставляем все заботы

Слайд 3Проверим домашнее задание
Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца

– ЗАРЯ.
Отсвет заката или пожара – ЗАРЕВО.
Отдалённая мгновенная вспышка

на
небосклоне, отблеск молний дальней грозы – ЗАРНИЦА.
Птичка, поющая на зорьке – ЗОРЯНКА.
Просветление мысли, внезапная находка ума- ОЗАРЕНИЕ.


Проверим домашнее заданиеСветовая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца – ЗАРЯ.Отсвет заката или пожара – ЗАРЕВО.

Слайд 4Лингвистическая сказка
Два брата Е-И

получили в наследство корни. Но так как братья не были

дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье - суффиксу -А-. Суффикс ­А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец -И-, а в остальных словах сможет жить братец -Е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква -И- пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -А-:
выбирать- выберу
растирать - растереть.
О. Варакса
Лингвистическая сказка        Два брата Е-И получили в наследство корни. Но

Слайд 5Цели урока:
1.Познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е

в корнях с чередованием .
Знать условия выбора букв И

и Е в корнях с чередованием ;
Уметь распознавать слова с чередующимися гласными И - Е и применять правило их написания на практике .

Цели урока:1.Познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е в корнях с чередованием . Знать условия

Слайд 6Теоретический материал
Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными

(е//и).
Прочитайте параграф 52 стр.71
В корнях с чередованием Е-И: -бир

- бер-, тиp- тер,мир -мер-, -дир- -дер-, -пир- -пер-, стил- стел,жиг- жег- - буква И пишется, если после корня следует суффикс А, в противном случае пишется Е.
Например: собирать - соберу, замирать - замер, замuрать – замер,задирать – задираю, стирать - стереть, выжигать - выжег.
Исключение:Сочетать,сочетание.

Теоретический материалСформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными (е//и). Прочитайте параграф 52 стр.71В корнях с

Слайд 7Буквы е – и в корнях с чередованием

Буквы е – и в корнях с чередованием

Слайд 8Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример,

запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
И
Е

Если после корня – А,В корне будет И всегда!Вот пример, запоминай:Ноги вытер? Вытирай!ИЕ

Слайд 9Практикум. Устно объясните написание слов
Выберу - выбираю, вычесть - вычитаю,

замереть замираю, застелю -застилаю, обжечь - обжигаю, отпереть - отпираю,

стереть - стираю, сдеру- сдираю, блестеть - блистать, соберу - собирать.
Практикум. Устно объясните написание словВыберу - выбираю, вычесть - вычитаю, замереть замираю, застелю -застилаю, обжечь - обжигаю,

Слайд 10
Упр 596

Упр 596

Слайд 11Самостоятельная работа
Выт..реть, сж..гаю, проб..рается, заж..чь, выд..ру, ум..рают,

поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, проб..рались, разб..ру, доч..таю, обж..чь, зап..реть.

Самостоятельная работа    Выт..реть, сж..гаю, проб..рается, заж..чь, выд..ру, ум..рают, поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, проб..рались, разб..ру, доч..таю,

Слайд 12Взаимопроверка
Вытереть, сжигаю, пробирается, зажечь, выдеру, умирают, почитаю, устилаю,

обжигаю, пробирались, разберу, дочитаю, обжечь, запереть.

Взаимопроверка  Вытереть, сжигаю, пробирается, зажечь, выдеру, умирают, почитаю, устилаю, обжигаю, пробирались, разберу, дочитаю, обжечь, запереть.

Слайд 13Устно подберите к каждому данному глаголу однокоренные глаголы с указанными

в скобках приставками. Карточка 1 группа
Уб .. рать (со-, вы-, nере-,

от-, раз-).
Выт .. рать (на-, nод-, от-, рас-).
Зап .. рать (от-, nод-, на-).
Уст .. лать (за-, nод-, на-, вы-). Заж..гать (nри-, вы-,с-).

Устно подберите к каждому данному глаголу однокоренные глаголы с указанными в скобках приставками. Карточка 1 группаУб ..

Слайд 14 Распределите слова в два столбика: а) с гласной е в

корне-1 группа б) с гласной и в корне-2группа
Уб..рать, уб..ру, выст. выст..лю,

сж..г, сж..гать, раст..раюсь, раст..реться, выб..ру, выб..рать, зам..реть, зам..рать, бл..стящий, бл..стать, выч..тать, выч..тание, выч..сть, подж..гать, разж.г, заб..рать, заб..ру, разж..гать, выж..г, оп..реться.
Распределите слова в два столбика:  а) с гласной е в корне-1 группа б) с гласной

Слайд 15Проверь себя.
Убирать, выстилать,
сжигать, растираюсь, выбирать, замирать, блистать, вычитать, вычитание,
поджигать, забирать,

разжигать

Уберу, выстелю, сжег, растереться, выберу,
замереть, блестящий, вычесть, разжег, заберу,

выжег, опереться.

И

Е

Проверь себя.Убирать, выстилать,сжигать, растираюсь, выбирать, замирать, блистать, вычитать, вычитание,поджигать, забирать, разжигатьУберу, выстелю, сжег, растереться, выберу, замереть, блестящий,

Слайд 16Устно объясните написание И –Е в данных словах
Разб .. раться,

нат .. рать, соб .. рать,
изб .. ратель, раст

.. рание, проб .. рёт, под
т .. реть , соб .. рание, выж..гает, за
м .. рать, разб .. рём, ст.. pеть, заж..гательный, соб .. ратель, за
м .. рли, соб .. ру, выт .. рание, на
т .. реть, зам .. рание, ум .. реть, раз
ж .. гание, прот .. реть, нат .. рание,
изб .. рательный.

и

и

и

и

и

е

е

и

и

и

е

е

и

и

е

е

и

е

и

е

и

е

и

и

Устно объясните написание И –Е в данных словахРазб .. раться, нат .. рать, соб .. рать, изб

Слайд 17 Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными И-Е.
1. Сквозь

волнистые туманы пробирается луна …(П.) 2. Ветерок ласково перебирает на

ясенях листья. (В.Макси­мов.) 3. Вдали замирают крики охотников и лай собак ... (Бун.) 4. Еще шумел веселый день, толпами улица блистала. (Тютч.) 5. Робкий солнца луч блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 6. Еще поворот и машина выберется на хорошую дорогу.

Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными И-Е. 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна …(П.) 2.

Слайд 18Подведём итог.
Что узнали о правописании гласных И-Е в

корнях с чередованием?
ПИР А -

ПЕР
ДИР А - ДЕР
ТИР А - ТЕР
МИР А- МЕР
БЛИСТ А - БЛЕСТ
СТИЛ A- СТЕЛ
ЖИГ А - ЖЕГ
ЧИТ А - ЧЕТ

В корнях с чередованием И –Е пишется буква и, если после корня стоит суффикс -А. Буква И пишется, если после корня нет суффикса -А.

Подведём итог. Что узнали о правописании  гласных И-Е в корнях с чередованием?ПИР  А -

Слайд 19

Рефлексия

Рефлексия

Слайд 20Домашнее задание
Параграф 52 .
Выполнить упражнение 597.
Спасибо за урок!

Домашнее заданиеПараграф 52 . Выполнить упражнение 597. Спасибо за урок!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика