Слайд 1Применение инновационных технологий на уроках
русского языка и литературы.
Из опыта
работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №15
Беляевской Нины
Анатольевны
Слайд 2
Какой он , современный урок?
Что важнее в нём-
содержание или форма?
Что такое технологии в образовании?
Какой урок
можно считать современным?
Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?
Слайд 3
как увлечь учеников своим предметом ?
как сделать урок ярким
и запоминающимся?
как создать на уроке ситуацию успеха ?
Слайд 4
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учащимися
определённой суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника
как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
Именно такой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Слайд 5
НОВАЦИЯ – это всё новое
ИННОВАЦИЯ –это новый способ в работе.
Слайд 6Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответствие концепции гуманизации образования;
преодоление
формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
использование личностно- ориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
-развитие самостоятельной творческой деятельности
Слайд 7Технологии инновационного обучения
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
дифференцированный подход к обучению;
создание
ситуации успеха на уроке
Слайд 8Принципы инновационного обучения
креативность ( ориентация на творчество);
усвоение знаний
в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности;
Слайд 9Мне ближе всего приёмы:
ассоциативный ряд;
опорный конспект;
мозговой штурм;
синквейн;
перепутанные логические цепочки;
исследование текста;
лингвистические
угадайки;
лингвистические почемучки;
анаграммы;
лингвистическая аллюзия (намёк)
работа с тестами;
работа с индивидуальными заданиями;
нетрадиционные формы
домашнего задания
Слайд 10Методика критического мышления
Вызов-осмысление-рефлексия
ВЫЗОВ
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания
по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой
теме. Мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома
Слайд 11
Осмысление
получить новую или обобщить известную информацию;
осмыслить её и соотнести с
уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части
Рефлексия
целостное осмысление, обобщение полученной информации:
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу:
« проговаривание» полученной информации;
Слайд 12“Части речи” – 5класс
Существительное Прилагательное
Глагол
1.Кто? Что?
1. ……….. 1. ……………
2.Предмет 2. ………… 2. ……………
3.Род, склонение 3. ………….. 3. ………………
4.Изменяется по 4. …………… 4. ……………
падежам и числам
5.В предложении - 5. ………… 5. ………………
подлежащее,
дополнение, …………….. ………………
обстоятельство.
Слайд 13Склонение имен прилагательных
Мозговой штурм
1 группа( параграфы 98-99 ):
-
На что похожа наша речь без прилагательных ?
- Что
такое имя прилагательное ?
- Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные ?
- Что является морфологическими признаками прилагательных ?
- Почему прилагательное называют гибким словом ?
- Что является начальной формой имени прилагательного ?
- Чем могут помочь прилагательные при использовании неизменяемых существительных ?
- Каковы синтаксические признаки прилагательных ?
- Какие существуют разряды прилагательных ?
- Как легко отличить качественное прилагательное от относительного ?
- Какие признаки обозначают качественные прилагательные ?
- Что обозначают относительные прилагательные ?
- Что обозначают притяжательные прилагательные ?
- Как притяжательное прилагательное может перейти в качественное?
Слайд 14
2 группа ( параграфы 100 – 101)
- Как склоняются относительные
и полные качественные прилагательные?
- Как быстрее всего определить падеж прилагательного
?
-Что подскажет написание окончания прилагательного ?
- Какие прилагательные имеют краткую форму ?
- Как изменяются краткие качественные прилагательные ?
- Прилагательные какого разряда не имеют краткой формы ?
- Каким членом предложения чаще всего бывают краткие прилагательные ?
- Какие прилагательные имеют только краткую форму в именительном падеже ?
- Краткие прилагательные какого разряда склоняются ?
3 группа ( параграфы 102-104)
- Какие суффиксы могут иметь притяжательные прилагательные ?
- Какие притяжательные прилагательные пишутся с прописной буквы ?
- Почему степени сравнения имеют только качественные прилагательные ?
- Какие существуют степени сравнения прилагательных ?
- Что обозначают прилагательные в сравнительной степени ?
- Какая бывает сравнительная степень?
- Как образуется простая сравнительная степень прилагательных ?
- Изменяются ли прилагательные в сравнительной степени ?
- Как образуется сложная сравнительная степень?
- Как образуется простая превосходная степень прилагательных ?
- Как образуется сложная превосходная степень прилагательных ?
- Как изменяются прилагательные сложной превосходной степени?
Слайд 15Правило написания синквейна
1. На первой строчке записывается одно слово- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке пишутся два
прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола ,описывающих действия , относящихся к теме синквейна.
4. На четвёртой строчке размещается целая фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом. Это может быть пословица, цитата или составленная учащимся фраза в контексте с темой.
5. Пятая строка – это слово- резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме
Слайд 16Лингвистические угадайки
Задание 1 . Какие пословицы и поговорки здесь зашифрованы?
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3 Продукт,
который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. На них стоят часовые. 7. Её ломают над трудным вопросом. 8. Это валится на голову, когда чего-то не ждёшь
Задание 2 Угадай слова по его описанию.
« Гла» автомобиля (фара)
Такса, а не собака ( оплата )
« Свежезамороженный» дождь
Хрюкающая болезнь ( свинка)
« слово» регулировщика (жест)
Растение – скоморох ( петрушка)
« архитектурное строение» пчёл ( улей )
Взрывоопасная физиономия (мина)
Лесной барабанщик ( дятел)
Гриб от дождя (дождевик)
Собачья радость. ( косточка)
Собака тонкой выделки( лайка)
Слайд 17Лингвистические почемучки
1 Почему иностранец, изучающий русский язык, принял КУЗНИЦУ за
жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
2.Что различает слова:
СТУКНИТЕ- СТУКНЕТЕ
ВЫРАСТЕШЬ - ВЫРАСТИШЬ
В ПЕНЬЕ ПТИЦ - В ПЕНИИ ПТИЦ
В « Песне о соколе» - В «Песни о вещем Олеге».
Слайд 18Анаграммы
Любимым видом работы у детей являются АНАГРАММЫ. Это словесная
игра , когда из одного слова можно составить другое:
КОЛБА- БОКАЛ
ПРИКАЗ- КАПРИЗ
Можно предложить ребятам блок из трёх пятибуквенных анаграмм:
КАРТА-……..-………
Блок из четырёх пятибуквенных анаграмм:
КЛОУН -……..-……….-………
Блок из двух шестибуквенных анаграмм:
КОРШУН-…….. -………..
ПРИДУМАЙТЕ АНАГРАММЫ К СЛОВАМ:
Материк- ……, мошкара - ……….. апельсин -……… норматив-………..
Вертикаль -………. Геометрия-………. Монограмма-……..графология-…….
Слайд 19Классификация нестандартных уроков, используемых мною.
- Урок – лекция
- Урок –
беседа
- Урок – практикум( урок – экскурсия, урок- исследование, урок-
игра)
- Урок КВН
- Урок – диспут
- Урок – конференция
- Урок – театрализованное представление
- Урок – маскарад
- Урок – путешествие
- Урок – зачёт
Слайд 20Типы нестандартных домашних заданий
- составление словарных диктантов;
- составление схем и
опорных таблиц;
- составление опросников по теме;
- составление самостоятельных литературных произведений
различных жанров;
- составление конспектов;
- подбор различных средств выразительности ( эпитетов, метафор, сравнений и т. д. )
- выписывание из текста предложений по заданной структуре;
- работа с тестами