Разделы презентаций


Создание сочинения-рассуждения по исходному тексту

Содержание

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЧтение текста не менее 3-х раз.Беседа по тексту:тема текста (о чём говорится в тексте?);главная мысль текста (чему учит текст? что хотел сказать автор текста?);проблема текста (проблема — это сложный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ

Косырева Е.Г.,

учитель русского языка и литературы
МОУ «средняя школа № 13»
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ          Косырева Е.Г.,

Слайд 2ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Чтение текста не менее 3-х раз.
Беседа по тексту:
тема

текста (о чём говорится в тексте?);
главная мысль текста (чему учит

текст? что хотел сказать автор текста?);
проблема текста (проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования);

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЧтение текста не менее 3-х раз.Беседа по тексту:тема текста (о чём говорится в тексте?);главная мысль

Слайд 3
главная информация текста;
ключевые слова;
составление плана текста (выделение микротем).

главная информация текста;ключевые слова;составление плана текста (выделение микротем).

Слайд 4ВСТУПЛЕНИЕ
Зачин — это первое предложение или первый абзац текста. Тип

зачина зависит от жанра письменного или устного текста (например, зачин

доклада или зачин дружеской беседы явно различаются), а также от намерений автора (целеустановки).
Выделяются следующие типы зачинов:
1. Постановка проблемы (Умение правильно говорить и мыслить — неотъемлемое качество образованного человека).
2. Проблемный (риторический) вопрос, вопрос-стимул (Надо ли стремиться к славе? - с этого вопроса начал одну из своих речей Цицерон).
3. Пример («розы завяли», «шнурки в стакане», «шпоры», «хвост», «плавать» — все эти слова знакомы и незнакомы). Примером может быть даже случай из собственной жизни. Пример в качестве зачина — достаточно неожиданный прием и поэтому всегда вызывает интерес.
ВСТУПЛЕНИЕЗачин — это первое предложение или первый абзац текста. Тип зачина зависит от жанра письменного или устного

Слайд 5
4. Замечание о важности темы для общества или для данной

аудитории («Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно

связаны: нельзя достигнуть какой-нибудь иной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции», — А. Сахаров)
5. Цитата (использование для развёртывания текста какого-либо изречения, например, Писатель Е. Богат говорил: «Хорошие люди не любят, когда о них пишут»).
6. Обозначение временного отрезка (Наше время даёт возможность по-новому отнестись к лингвистическим явлениям, которые всегда существовали в языке).
7. Юмористическое замечание (Вас сегодня хвалят. Это нестерпимо для того, кого хвалят: своего рода китайская пытка. И страшно приятно для тех, кто хвалит… - П. Струве).

4. Замечание о важности темы для общества или для данной аудитории («Мир, прогресс, права человека — эти

Слайд 6
8. Ниточка (выделение в качестве цитаты основной темы исходного текста;

в процессе создания сочинения разматываете «ниточку» и добираетесь до смысловой

сердцевины исходного текста).

9. Ключевое слово (определение темы исходного текста; выделение ключевого понятия; раскрытие смысла этого понятия, например, «К. Паустовский» - «писатель» - ключевые слова темы).

10. Миф (использование для развёртывания текста мифа).

8. Ниточка (выделение в качестве цитаты основной темы исходного текста; в процессе создания сочинения разматываете «ниточку» и

Слайд 7
11. Аллегория (проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером).

12. Именительный

темы (назвать несколько (либо одно) имён, которые причисляют к когорте

великих людей).

13. Маска неискушённого читателя (показать свои неглубокие знания по той проблеме, которую ставит автор текста, например, Что мы знаем о …? Чаще всего наши знания ограничиваются самыми общими представлениями: …).

11. Аллегория (проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером).12. Именительный темы (назвать несколько (либо одно) имён, которые

Слайд 8ТЕКСТ
(1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий

его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек

стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем — какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области измене­ния человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков.
ТЕКСТ(1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат

Слайд 9
(6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ,

этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7)

Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника — дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциа­ла, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.

(6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные

Слайд 10
(9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код

— код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном един­стве

человека как живого существа при всем разнообразии индиви­дов. (11) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (12) Мы можем избавить че­ловечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (13) Ученые дали в руки человеку «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам чело­век, кажется, вот-вот станет игрушкой...
(9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код — код жизни, мы научились наконец разбираться

Слайд 11
(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать,

искать или объявить мораторий? (17) Одни говоря;: чтобы познавать, надо

рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего пек (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Ч го несет с собой генетическая инженерия?


(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говоря;:

Слайд 12
(22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир

сегодня?
(23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в

наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человечества, его нравственное со­знание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий — динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование.
(22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня?(23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом

Слайд 13
(27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик,

в первую очередь мозга, животные вымерли. (28) Сегодняшний «мозг» человечества

— его нравственное созна­ние — катастрофически отстает от огромного «научного тела».
(29) Именно поэтому ряд видных биологов Западной Европы и Америки и решил отказаться от дальнейших исследований в области генетики до тех пор, пока этическая ответственность, наш «мозг» не разовьется, не станет более высоким... (По Е. Боготу)

(27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик, в первую очередь мозга, животные вымерли. (28)

Слайд 14ПРОБЛЕМА
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную,

главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную,

международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать».
Коснуться какой-либо проблемы.
Уделить внимание какой-либо проблеме.
Над какой-либо проблемой думать, работать.
Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
ПРОБЛЕМАПроблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую,

Слайд 15
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
оценить объект проблемы (ответить

на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»), например:

«Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;
определить проблему в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения). Этим путем целесообразно идти, если кратко сформулировать проблему текста невозможно. К примеру, проблемы можно формулировать так: «Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это

Слайд 16ПРЕДЛОЖЕНИЯ-СВЯЗКИ
Вот почему в статье…, посвящённой…, так открыто звучит тревожное чувство.
Именно

этому замечательному человеку посвящает свой текст…
Автор текста не опровергает, не

обличает, он, доказывая свою точку зрения, воздействует на ум и сердце читателя.
Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ-СВЯЗКИВот почему в статье…, посвящённой…, так открыто звучит тревожное чувство.Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст…Автор текста

Слайд 17
Статья…является горячим воззванием к душе человека, поэтому каждое слово наполнено

огнём живого чувства.
Автор призывает помнить о своей высокой ответственности перед

жизнью.
…в своём тексте размышляет о значении…
Автор статьи считает, что…
О…как …, как…рассуждает…в своей статье.
Но…в соей статье показывает, как…

Статья…является горячим воззванием к душе человека, поэтому каждое слово наполнено огнём живого чувства.Автор призывает помнить о своей

Слайд 18
На эти вопросы ищет ответы в своём тексте…
Автор текста приводит

различные примеры, свидетельствующие о том, что…
Автор стремится привлечь внимание читателя

к поднятой проблеме.


На эти вопросы ищет ответы в своём тексте…Автор текста приводит различные примеры, свидетельствующие о том, что…Автор стремится

Слайд 19АРГУМЕНТЫ
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения

текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить

мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
вывод (общий итог).
АРГУМЕНТЫВ этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо,

Слайд 20
Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать,

доказать или опровергнуть.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку

тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства,

Слайд 21Помните! Необходимо привести 2 аргумента: 1 из собственной жизни, другой

из литературы (художественной, публицистической, научной).
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается

в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.
Помните! Необходимо привести 2 аргумента:  1 из собственной жизни, другой из литературы (художественной, публицистической, научной).Типичная ошибка

Слайд 22ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концовка – это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного

текста (устного выступления).
1. Вывод (вносятся все положения, которые были

рассмотрены и доказаны в работе, например, Таким образом, …; Итак, …; Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы…).
2. Концовка-повтор (начинается с того же предложения, что и вступление; это делает текст подчёркнуто завершённым).
3. Цитата (здесь сконцентрировать всё, что сказал написал автор в своём тексте).
ЗАКЛЮЧЕНИЕКонцовка – это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного текста (устного выступления). 1. Вывод (вносятся все

Слайд 23
4. Призыв («Вы вашим служением великому сбережёте великое; вы, как

ни странно, вашей самоотверженной работой спасёте то немногое, что должно

быть и будет спасено в человеческой культуре», - А. Блок).
5. Юмористическая концовка («Я выслушал здесь столько плохих выступлений, что прошу рассматривать моё как месть», - Н. Бор; так закончил своё выступление на одной из конференций знаменитый физик).
6. Отклик (использование деепричастного оборота: «Прочитав данный текст, начинаешь понимать, что…»).

4. Призыв («Вы вашим служением великому сбережёте великое; вы, как ни странно, вашей самоотверженной работой спасёте то

Слайд 24БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для

10-11 кл. / Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд,

2006. – 138 с.
2. ЕГЭ-2009: Русский язык. Репетитор / И.П. Цибулько, С.И. Львова. М.: Эксмо, 2008. – 208 с.
3. ЕГЭ-2009: Русский язык. Сборник заданий / И.П. Цибулько, С.И. Львова. М.: Эксмо, 2008. – 192 с.
4. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – 2-е изд. / Смирнова Л.Г. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.

БИБЛИОГРАФИЯ:1. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл. / Александров В.Н., Александрова О.И.

Слайд 25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика