Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт
образования»
Кафедра гуманитарного образования
Курсовая работа
Проведение уроков русского языка и литературы
с использованием
интерактивных методик
Выполнила: Горшкова Т. В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гуменская СОШ»
Краснослободского муниципального района РМ
Проверила: Кочеваткина О. В.,
методист кафедры гуманитарного
образования МРИО
Саранск 2015
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Актуальность темы.
Из истории вопроса.
Технологии интерактивного обучения.
Роль интерактивной доски на
уроках русского языка и литературы.
Практическая часть. Разработка урока русского языка
по теме
«Причастие как часть речи».
6. Заключение.
7. Список литературы.
Слайд 3 Век компьютерных технологий набирает обороты и уже,
пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не
нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Введение. Актуальность темы
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель - ученик, ученик - ученик.
Слайд 4При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения.
Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим,
одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Введение. Актуальность темы
Слайд 5ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Термин "интерактивное обучение" является сравнительно новым в педагогике.
В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что
идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [3]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д.
Термин "интерактивное обучение" является сравнительно новым в педагогике. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [3]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д.
Рег Реванс
Слайд 6Ганс Фриц
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц
вводит новый термин «интерактивная педагогика», предметом которой является построение процесса
целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.
Начиная с 1980-х годов в СССР педагогами на практике начинают осваиваться методы активного (интерактивного) обучения, в основе которых лежат групповые диалоговые формы познания. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные.
С конца 1980-ых годов ряд авторов, в том числе В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Е. С. Полат, В. А. Сластенин, среди моделей обучения выделяют не только пассивную (традиционную) и активную, а также и интерактивную модель обучения
Слайд 7Технологии интерактивного обучения
1. Работа в парах.
2. Ротационные (сменные) тройки.
3. Карусель.
4.
Работа в малых группах.
5. Аквариум.
6. Незаконченное предложение.
7. Мозговой штурм.
Броуновское движение.
9.
Дерево решений.
10. Суд от своего имени.
11. Гражданские слушания.
12. Ролевая (деловая) игра.
13. Метод пресс.
14. Займи позицию.
15. Дискуссия.
16. Дебаты.
Слайд 8Использование интерактивной доски – одна из форм интерактивного обучения.
Интерактивная доска
- ценный инструмент для обучения русскому языку и литературе. Применение
интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка и литературы - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.
Слайд 9Преимущества интерактивной доски:
доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов
к урокам;
позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это
весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим;
интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи
доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.
цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках;
использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения;
Слайд 10 Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-семантической работы.
На экран выводится словарное слово (или группа слов)
для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Учащиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске.
Слайд 11Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в
виде анимированных схем, таблиц.
Визуальная информация,
самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли.
Ставший традиционным контроль в форме электронных тестов позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их сразу же на уроке, а не через день-два.
Слайд 12 На интерактивной доске информация легко изменяется. Используя электронный маркер,
можно перемещать картинки, надписи и другие объекты в нужное место.
Материал можно открывать поэтапно.
Учитель, объясняя новую тему, задает вопрос или делает вывод, который одновременно появляется на доске.
Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания.
Слайд 13Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить
богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли,
при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте.
На уроках литературы при подготовке к сочинению демонстрируются репродукции к произведениям, картины известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).
Слайд 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть
речи»
Слайд 19Заключение
Интерактивное обучение позволяет
решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных
умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
Эффективное использование интерактивной доски делает урок ярким, насыщенным, интерактивным; повышает активность учащихся, развивает память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся.
Слайд 20Заключение
Интерактивное обучение
повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный
толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Слайд 21Список литературы
Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн.,
2005.
Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный
психолог. – 2004. – № 15
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.