Слайд 1Д е е п р и ч а с т
н ы й о б о р о т.
Пунктуация при
деепричастном обороте
(Урок – практикум в 7 классе)
Электронный ресурс подготовлен учителем русского языка и литературы
Ермаковой С.В.
Слайд 2Практическая работа
«Выделение деепричастных оборотов на письме»
Замените деепричастием сначала первый
глагол, потом второй. Запишите предложения с расстановкой знаков препинания.
1)Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
Слайд 3Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объясните знаки препинания; по
вопросам определите вид деепричастия.
1)Герасим шел, не торопился, не
отпускал Муму с веревки. 2)Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3)Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4)Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Слайд 4Обобщение материала
Какова роль деепричастия в речи?
Для какого типа речи характерно
употребление деепричастий?
Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием?
Каковы признаки
глагола у деепричастия?
Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Какой еще признак наречия имеет деепричастие?
Слайд 5Проверочная работа
I.Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая
добавочное к основному действие.
1.Космонавт слушает и улыбается.
2.Приземлившись, он
радостно смотрелся вокруг.
3.Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
4.Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Слайд 6II.Найдите предложения, в которых есть деепричастие.
1.Мама сидела,
откинувшись в кресле.
2.Я открыл окно и залюбовался
видом.
3.Брат склонил голову и писал что-то.
4.Разложив игры, дети сели в кружок.
5.Уставшая, она не хотела идти дальше.
Слайд 7III.Найдите предложения с деепричастным оборотом.
1.Витя мыл посуду, насвистывая
какую-то песенку.
2.Из дома вышел человек и направился к
машине.
3.Выйдя из дома, человек направился к машине.
4.Человек, вышедший из дома, направился к машине.
5.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
Слайд 8Контрольный листок
I. 2.
II. 1, 4.
III. 1, 3.
Слайд 9Выработка умения различать причастие и деепричастие
Сопоставительный анализ предложений:
Стремясь выполнить задание
к сроку, строители работали без устали.
Строители, стремившиеся выполнить задание к
сроку, работали без устали.
Слайд 10Объяснительный диктант.
(Определите границы причастных и деепричастных оборотов)
1). Вот
темный лист свалился, чуть шурша…2).Часы, шипя, двенадцать раз пробили… 3).Роняя
снег, проходят тучи. 4). По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. 5). В небе, раскинув розовые крылья, парила одинокая чайка. 6).Он вылез из машины и, хлопнув дверью, направился к дому. 7). Они шли по тропинке, извивающейся между кустами орешника.
Слайд 11Дом. задание:
повторить пар.27,
Упр.168.
Слайд 12Список использованной литературы:
1. Голуб И.Б. Русский язык. 7
класс. Сборник проверочных заданий/ И.Б.Голуб, М.В.Недзельский. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2008.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрждений. – 6-е изд. – М. Просвещение. 2009. – 227 с.