Слайд 1
Путешествие в сказочную страну «беспризорных» слов
Слова категории состояния
Слайд 4
Краткое прилагательное
Относится к имени существительному или местоимению.
Обозначает признак предмета.
Отвечает на
вопросы каков? какова? каково? каковы?
В двусоставном предложении всегда сказуемое.
Слайд 5Категория состояния
Обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние
человека).
Отвечает на вопрос каково?
В односоставном предложении всегда сказуемое.
Слайд 6Наречие
Относится к глаголу, существительному, другому наречию.
Обозначает признак действия или признак
признака.
Отвечает на вопросы как? каким образом? др.
В предложении обстоятельство (реже
определение).
Слайд 7.
Сравните предложения из произведений А. С. Пушкина
И тяжело Нева
дышала,
Как с битвы прибежавший конь… («Медный всадник»)
Хоть
тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка…
(«Телега жизни»)
«Эй! Пошёл, ямщик!...»- «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело…»
(«Бесы»)
Слайд 8Сгруппируйте слова.
Что у вас получилось?
Тепло, тихо, весело,
рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, стыд, совестно, пора, время,
охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, неловко.
Слайд 9Он чувствует себя неловко.
Его поведение неловко.
Мне , право, неловко.
Слайд 10Запутался?
Думаешь, что не прав?
Почитай учебник!
Слайд 11Он чувствует себя неловко.
Его поведение неловко.
Мне , право, неловко.
Слайд 13 Необычайные приключения семиклассника Вовочки
1. Жил-был семиклассник
Вовочка. 2. Так как он был ленив, то в скором
времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутился он на необитаемом острове. 3. Проснулся наш Вовочка. 4. Легко и радостно было у него на душе. 5. Быстро глаза открыл. 6. Видит, изба чужая. 7. В избе грязно, сыро, темно. 8. Понял Вовочка, что с ним во сне чудо приключилось. 9. Стало ему страшно. 10. Вдруг за окном заревело и загудело. 11. Выглянул мальчуган в окно. 12. На дворе ветрено и холодно. 13. Лес густой обступил избу. 14. А деревья такие огромные, что ни в сказке сказать, ни пером описать. 15. Друг с другом дерутся, ругаются, называют друг друга словами бранными, бьют друг друга сучьями могучими, заслоняют собой красно солнышко. 16. Ещё страшнее стало Вовочке. 17. Слова молвить ему некому – один-одинешенек он в лесу дремучем. 18. Стало грустно мальчугану нашему. 19. Светало. 20. Становилось холоднее в комнате. 21. Дрова у печи лежат, а что с ними делать, Вовочка не знает. 22. Его знобило и ломало. 23. Сел мальчуган на пол студеный и тихо заплакал слезами горючими.
Слайд 14 Необычайные приключения семиклассника Вовочки
1.Жил-был семиклассник Вовочка. 2. Так как он был
ленив, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутился он на необитаемом острове. 3. Проснулся наш Вовочка. 4. Легко и радостно было у него на душе. 5. Быстро глаза открыл. 6. Видит, изба чужая. 7. В избе грязно, сыро, темно. 8. Понял Вовочка, что с ним во сне чудо приключилось. 9. Стало ему страшно. 10.Вдруг за окном заревело и загудело. 11. Выглянул мальчуган в окно. 12. На дворе ветрено и холодно. 13. Лес густой обступил избу. 14. А деревья такие огромные, что ни в сказке сказать, ни пером описать. 15. Друг с другом дерутся, ругаются, называют друг друга словами бранными, бьют друг друга сучьями могучими, заслоняют собой красно солнышко. 16. Ещё страшнее стало Вовочке. 17. Слова молвить ему некому – один-одинешенек он в лесу дремучем. 18. Стало грустно мальчугану нашему. 19. Светало. 20. Становилось холоднее в комнате. 21. Дрова у печи лежат, а что с ними делать, Вовочка не знает. 22. Его знобило и ломало. 23. Сел мальчуган на пол студеный и тихо заплакал слезами горючими.
Слайд 17Здравствуй, категория состояния!
До свидания, «беспризорные» слова!