Слайд 1Работа со словарем
на уроках русского языка
Содержание:
1. Введение.
2. Типы словарей русского языка.
3. Обучающая функция
словарей.
4. Использование лингвистических словарей
на уроках русского языка в V-VIII классах.
5. Лингвистические словари на уроках
русского языка в старших классах.
6. Заключение.
Слайд 2
воспитание любви к слову;
формирование умения и желания глубоко вникать
в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму
выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.
обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
развитие орфографической зоркости;
совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
Главные задачи:
Цель работы:
Слайд 3Типы словарей русского языка
орфографический словарь;
орфоэпический словарь;
этимологический словарь;
фразеологический словарь;
словарь
иностранных слов;
толковый словарь;
словарь речевых неправильностей
и
трудностей;
словарь языка писателей;
словарь синонимов;
словарь антонимов;
словарь омонимов;
словарь паронимов
Слайд 4
Комплексный словарь — это
идеальное учебное пособие
«Универсальный учебный словарь
русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой,
О.М. Чупашевой.
Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
Слайд 5Как заинтересовать учащихся работой со словарями?
Знакомство с выдающимся деятелем
науки о языке —
с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем.
В течение 53 лет
неустанно трудился,
собирая слова и
выражения, поговорки,
сказки и загадки
русского народа, и
создал подлинную
сокровищницу
национального
языка.
Слайд 6Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля
Прочитайте словарную
статью «Друг».
Какие значения данного слова указаны в этой статье?
Какие синонимы
вы можете подобрать к нему?
Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок)
Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?
Слайд 7Русские пословицы:
Друзьям и в одной могиле не тесно.
Больше той
любви не бывает, как друг за друга умирает.
Все друзья,
толоконнички, а толоконце съев, да розно все!
На друга надеяться — самому пропадать.
Старый друг лучше новых двух.
Чувашские пословицы:
Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти, если найдёшь — береги.)
Шанчâклâ чусâн хакê ςук. (Настоящей дружбе цены нет.)
Туслâхра вâй. (В дружбе сила.)
Юлташсâр ςын туратсâр йывâς пек. (Человек без друга как дерево без ветки.)
Слайд 8Результаты работы
со словарем В.И. Даля
повышение у обучаемых внимания к
слову, оттенкам его значения;
обострение интереса к пословицам и поговоркам как
русского, так и чувашского народа;
осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае —
Владимира Ивановича Даля).
Слайд 9Создание проблемных ситуаций
при работе со словарями.
У А. Кольцова в
«Косаре» встречается поэтическая строфа:
Ох, в несчастный
день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет.
В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный?
Какой корень у этого слова?
Имеет ли он отношение к существительному талант?
А что означает сочетание слов без сорочки родился!
О ком говорят, что он родился в сорочке?
Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.
Слайд 10Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах
объяснить лексическое
значение слова с помощью толкового словаря;
определить слово по данному толкованию
(в кроссворде);
дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;
распределить слова по тематическим группам;
определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;
найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;
подобрать синонимы к данным словам;
найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;
дать толкование значений фразеологизмов;
отгадать фразеологизмы по рисункам;
подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.
Слайд 11Узнай фразеологизмы
и вспомни их значения.
Слайд 12В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
свеклА
бАрмен
случАй
зАвидно
квАртал
осведомИться
каталОг
Агент
цЕмент
бЕрежливо
брАла
каучУк
намЕрение
аргУмент
бомбардИровать
нефтепрОвод
Слайд 14 Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх)
Из всех
страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть,
предательство, интриги. (К.Гельвеций)
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)
Высказывания выдающихся людей
о зависти
Зависть – досада по чужому добру или благу; нежелание добра другому, а одному лишь себе. (В.И. Даль)
Зависть - чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Праздник мелочности и ограниченности ума. (Философский словарь. 1913 г.)
Завидовать — досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.)
Слайд 15Использование лингвистических словарей
на уроках русского языка в старщих классах.
Сопоставление
материалов
«Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и
«Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.
Слайд 16Заключение
Выводы:
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным
пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект.
Ни один
язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика.
Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
Слайд 17Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы:
1.
Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и
как наглядное пособие.
2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.