Разделы презентаций


Работа со словарем на уроках русского языка

Содержание

воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.обогащение словарного запаса;освоение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работа со словарем на уроках русского языка
Содержание:
1. Введение.

2. Типы словарей русского языка.
3. Обучающая функция

словарей.
4. Использование лингвистических словарей
на уроках русского языка в V-VIII классах.
5. Лингвистические словари на уроках
русского языка в старших классах.
6. Заключение.
Работа со словарем  на уроках русского языкаСодержание:  1. Введение.  2. Типы словарей русского языка.

Слайд 2
воспитание любви к слову;

формирование умения и желания глубоко вникать


в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму

выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.


обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
развитие орфографической зоркости;
совершенствование навыков обращения со справочной литературой.

Главные задачи:

Цель работы:

воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вникать    в содержание значения слова,

Слайд 3Типы словарей русского языка
орфографический словарь;
орфоэпический словарь;
этимологический словарь;
фразеологический словарь;
словарь

иностранных слов;
толковый словарь;
словарь речевых неправильностей
и

трудностей;
словарь языка писателей;
словарь синонимов;
словарь антонимов;
словарь омонимов;
словарь паронимов
Типы словарей русского языкаорфографический словарь; орфоэпический словарь;этимологический словарь; фразеологический словарь;словарь иностранных слов;толковый словарь;словарь речевых неправильностей

Слайд 4 Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие
«Универсальный учебный словарь

русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой,

О.М. Чупашевой.
Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
Комплексный словарь — это  идеальное учебное пособие «Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова,

Слайд 5Как заинтересовать учащихся работой со словарями?
Знакомство с выдающимся деятелем

науки о языке —
с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем.

В течение 53 лет
неустанно трудился,
собирая слова и
выражения, поговорки,
сказки и загадки
русского народа, и
создал подлинную
сокровищницу
национального
языка.


Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром

Слайд 6Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля
Прочитайте словарную

статью «Друг».
Какие значения данного слова указаны в этой статье?
Какие синонимы

вы можете подобрать к нему?
Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок)
Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?
Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. ДаляПрочитайте словарную статью «Друг».Какие значения данного слова указаны в

Слайд 7Русские пословицы:
Друзьям и в одной могиле не тесно.
Больше той

любви не бывает, как друг за друга умирает.
Все друзья,

толоконнички, а толоконце съев, да розно все!
На друга надеяться — самому пропадать.
Старый друг лучше новых двух.
Чувашские пословицы:
Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти, если найдёшь — береги.)
Шанчâклâ чусâн хакê ςук. (Настоящей дружбе цены нет.)
Туслâхра вâй. (В дружбе сила.)
Юлташсâр ςын туратсâр йывâς пек. (Человек без друга как дерево без ветки.)
Русские пословицы:Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает, как друг за друга

Слайд 8Результаты работы со словарем В.И. Даля
повышение у обучаемых внимания к

слову, оттенкам его значения;
обострение интереса к пословицам и поговоркам как

русского, так и чувашского народа;
осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае —
Владимира Ивановича Даля).
Результаты работы  со словарем В.И. Даляповышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения;обострение интереса к

Слайд 9Создание проблемных ситуаций при работе со словарями.
У А. Кольцова в

«Косаре» встречается поэтическая строфа:
Ох, в несчастный

день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет.
В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный?
Какой корень у этого слова?
Имеет ли он отношение к существительному талант?
А что означает сочетание слов без сорочки родился!
О ком говорят, что он родился в сорочке?
Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.
Создание проблемных ситуаций  при работе со словарями.У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа:

Слайд 10Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах
объяснить лексическое

значение слова с помощью толкового словаря;
определить слово по данному толкованию

(в кроссворде);
дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;
распределить слова по тематическим группам;
определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;
найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;
подобрать синонимы к данным словам;
найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;
дать толкование значений фразеологизмов;
отгадать фразеологизмы по рисункам;
подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.
Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;определить слово

Слайд 11Узнай фразеологизмы и вспомни их значения.

Узнай фразеологизмы  и вспомни их значения.

Слайд 12В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
свеклА

бАрмен
случАй
зАвидно
квАртал
осведомИться
каталОг
Агент
цЕмент
бЕрежливо
брАла
каучУк
намЕрение
аргУмент
бомбардИровать
нефтепрОвод

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? свеклА бАрмен случАй зАвидноквАрталосведомИтьсякаталОгАгентцЕментбЕрежливобрАлакаучУкнамЕрениеаргУментбомбардИроватьнефтепрОвод

Слайд 14 Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх)
Из всех

страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть,

предательство, интриги. (К.Гельвеций)
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)

Высказывания выдающихся людей
о зависти


Зависть – досада по чужому добру или благу; нежелание добра другому, а одному лишь себе. (В.И. Даль)
Зависть - чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Праздник мелочности и ограниченности ума. (Философский словарь. 1913 г.)

Завидовать — досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.)

Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх) Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем

Слайд 15Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старщих классах. Сопоставление

материалов «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и

«Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.
Использование лингвистических словарей  на уроках русского языка в старщих классах. Сопоставление материалов  «Словаря русского языка»

Слайд 16Заключение Выводы:
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным

пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект.
Ни один

язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика.
Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
Заключение Выводы:Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый

Слайд 17Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы:
1.

Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и

как наглядное пособие.
2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.

Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы:1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика