Слайд 1Устаревшие слова в былине
«Вольга и Микула Селянинович».
С. Дивеево.
2010 г.
Исследовательская
работа
учениц 7- б класса
МОУ Дивеевской средней школы
Ворониной Ульяны и
Сидоровой Валерии.
Руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Карпушова Т.И.
Слайд 2Цель работы
Изучить устаревшие слова
(историзмы и архаизмы), выявить их отличительные особенности и рассмотреть их
как отдельную составляющую русского языка, проанализировать устаревшие слова
былины «Вольга и Микула Селянинович».
Слайд 3План исследования
В 1 части работы были
изучены понятия активный и пассивный состав лексики,
устаревшие слова
(историзмы и архаизмы), их роль в художественных произведениях.
Во 2 части работы проанализирована устаревшая лексика былины «Вольга и Микула Селянинович».
В заключении подведены итоги и сделаны выводы.
Слайд 4Практическая ценность работы
Практическая ценность данной работы заключается
в возможности её использования при изучении
архаизмов и
историзмов и их стилистических функций на уроках русского языка и литературы.
Слайд 5Активный и пассивный словарный состав языка
Лексика русского
языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на
протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный.
В активный словарь входят слова, часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.
Слайд 6Устаревшие слова
Устаревшие
слова
Историзмы Архаизмы
Слайд 7Историзмы
Историзмы- это названия предметов, которые со временем навсегда
исчезли из жизни. Например, кафтан,
треуголка.
Слайд 8Архаизмы
Архаизмы- это устаревшие названия предметов и понятий, которые
всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или
иной причине получили другое название. Например, чело (лоб), ветрило ( парус).
Слайд 9Виды архаизмов
Архаизмы делят на группы:
Фонетические -- устаревшие слова, отличающиеся от
современных синонимов особенностями звучания, например: младой- молодой; брег- берег; гошпиталь-
госпиталь.
Словообразовательные -- архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применимый к современной лексике, например: музеум- музей; вотще- вообще.
Лексические -- устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око -- глаз; уста -- рот; ланиты -- щёки.
4. Семантические – архаизмы, которые на первый взгляд кажутся ясными, но имеют совершенно иное по сравнению с современным значение: человек –
слуга.
Слайд 10Роль устаревших слов в художественных произведениях
Историзмы используются
в основном в специальной литературе, где служат названиями реалий прошлых
эпох.
Авторы художественных произведений рисуют с помощью историзмов картины прошлого, насыщая их конкретным описанием.
Слайд 11Роль устаревших слов в художественных произведениях
Функции
архаизмов в художественной литературе многообразны.
Прежде всего,
они, наряду с историзмами, используются для создания исторического колорита эпохи, причём это относится не только к речи персонажей, где их употребление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации.
Архаизмы используются для речевой характеристики персонажей, например при передаче речи лиц духовного звания.
Слайд 12Роль устаревших слов в художественных произведениях
Архаизмы
могут придать речи оттенок торжественности, патетичности.
Они
широко используются в поэтических произведениях. Чаще всего для этой цели привлекаются архаизмы старославянского происхождения ( исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют только те славянизмы, которые устарели для нашей эпохи и не встречаются в широком употреблении, в то время как их русский вариант общеупотребителен; ср.: голос—глас, молодой—младой.
В художественных произведениях архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии. Обычно подобный эффект достигается
использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики.
Слайд 13Былины
Былины– произведения устной народной поэзии. В них
повествуется о богатырях и народных героях. Действие былин происходит в
культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. Поэтому в былинах много устаревших слов, значение которых не всегда понятно современному поколению. Изучать былины необходимо для того, чтобы знать историю
своего народа, знать родной язык. В былинах осуществилась связь времён Древней Руси и нашей эпохи.
Слайд 14Былина
«Вольга и Микула Селянинович»-- прославление труда крестьянина
Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд крестьянина. Подлинным героем
былины можно назвать оратая, пахаря, Микулу Селяниновича.
Сюжет былины—эпическое состязание богатыря- пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своём добром коне не может догнать Микулу, ехавшего на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил. Таким образом, в былине даётся высокая оценка крестьянского труда, показывается превосходство пахаря над остальными.
Слайд 15Устаревшие имена собственные в былине
Имя Вольга филологически связано с литературной
формой – Олег.
Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени
Николай.
Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селя′нин ( то есть житель села, крестьянин).
Слайд 16Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В
былине есть
и историзмы, и архаизмы.
Рассмотрим историзмы.
Можно выделить несколько тематических
групп.
Название одежды:
Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда.
Название денежной
единицы:
Грош –старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
Слайд 17Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Названия предметов быта,
реалий, связанные с крестьянским трудом:
Омешик -- сошник у плуга, подрезывает
и вздымает пласт.
Присошечек-- лопатка для отворота земли.
О′бжи-- оглобли сохи.
Сошка-- соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Гужики-- кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.
Рогачик-- рукоятка сохи.
Слайд 18Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Названия реалий
Древней Руси:
Дружинушка – войско князя.
Получка – дань.
Дань – подать с
населения или налог, взимаемый
победителем с
побеждённых.
Слайд 19Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В
былине представлены разные виды архаизмов.
Это фонетические архаизмы:
Оболока
– облака
Хоробрая – храбрая
Лексические архаизмы:
Ора′тай- пахарь
О′рет- пашет
Слайд 20Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Сляга′ -- жердь,
тонкое бревно
Булатные ( омешики) -- стальные
Соловая -- вид лошади
(со светлым
хвостом и гривой)
Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный
Нарекать – называть
( Шилом) пяты – каблуки тонкие, как шило
( сущ. пята и пятка –родственные)
Слайд 21Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Словообразовательные архаизмы:
Похоте′лося –
захотелось
Растеть-матереть – расти
Чистыим полям – по чистым полям
Синии моря -- синие моря
Тёмныи леса -- тёмные леса
Доехати -- доехать
Повывернути -- вывернуть
Слайд 22Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»
Повытряхнути -- вытряхнуть
До пабедья -- до полудня, до обеда
Могучиих -- могучих
Крестьяновати -- быть крестьянином, заниматься земледелием
Конь оставается -- конь отстаёт
Похваливати -- хвалить
Слайд 23Выводы
В былине «Вольга и Микула Селянинович» употребляются
и историзмы, и архаизмы.
Устаревшие слова
в былине служат названиями реалий, существовавших в Древней Руси. А словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется особенность былин, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на
гуслях.
Слайд 24Выводы
Устаревшие слова помогают нам полнее и ярче
представить жизнь, быт Древней Руси.
Нельзя забывать устаревшие
слова,
так как они часть нашего языка, они
связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа.
Слайд 25Используемая литература
Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 1. Автор-составитель—
В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2009
Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений.
Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва.(Просвещение) 2010.
Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. Москва (Дрофа 2007).
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Москва (Русский язык.– Медиа. 2007.).