Обучать - значит вдвойне учиться.
(Жозеф Жубер)
Кабинет русского языка и литературы совмещен с кабинетом истории, поэтому, методический материал здесь хранится для всех трех предметов.
В школе есть несколько проекторов, которые активно используется всеми учителями на уроках и на внеклассных мероприятиях.
В школе действуют два методических объединения: МО классных руководителей и МО учителей-предметников. Я состою в обоих.
Мое педагогическое кредо
Тема моей работы в МО
Главная цель, которую я ставлю перед собой, заключается в следующем: сформировать у обучающихся умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит
в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
Опираясь на свой десятилетний опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.
Еще одной особенностью становится использование сокращений, принятый в среде подростков при общении в ICQ, ВКонтакте и прочих. Слова «чо» вместо «что», «юзать» вместо «использовать» прочно вошли в повседневную речь детей.
Например, одним из принципов, применительно к учащимся со слабой нервной системой, которых я придерживаюсь, является: лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
При работе с инертными учениками особое внимание обращаю на следующие момент: нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
Таким моментов в педагогическом процессе возникает много. Главное – создать «ситуацию успеха» для каждого.
Дополнительными (сопутствующими) являются различные технологии проблемного, развивающего обучения, предполагающие большой объем наглядности.
Сочетание коммуникативных
технологий с элементами других педагогических технологий:
Именно эти технологии наиболее сочетаемы друг с другом и с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.
Один из ярких примеров моей практики:
Урок литературы в 9 классе. До начала объяснения новой темы детям демонстрируется «нарезка» видео из известных юмористических программ, содержащих шутки, которые предполагают знание аудитории некоторых произведений литературы (по программе 9 класса). Нарезка включает и реакцию зрителей. После просмотра вместе с детьми сравниваем, как часто смеялся зритель, и как часто над шутками смеялись дети. Быть начитанным давно стало модно. Это факт.
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К. Д. Ушинский
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.
Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.
Общаясь, люди создают друг друга
Д.С. Лихачёв
Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Одним из увлекательных упражнений для детей стало домашнее задание на «изыскательную деятельность» (с последующим выступлением в классе). Ученикам предлагалось найти, а потом и рассказать историю возникновения слов: слоняться (г. Санкт-Петербург, времена Петра I), стушеваться (Ф. М. Достоевский), вокзал (XVIII в. Англ, ). Особенно интересным было выступление со словом «слоняться». Мальчик распечатал даже иллюстрации и процитировал известную басню.
Понравилось учащимся и упражнение на одном из уроков: Известно, что цвета автомобиля обычно называют весьма изобретательно. Детям по палитре дополнительных цветов предлагалось придумать название тому или иному оттенку.
Так, например, совместно с учителем музыки было проведено занятие: Детям предлагалось послушать отрывки из классических музыкальных произведений и записать, какие картины у них возникали в воображении при прослушивании музыки. Некоторые дети «увидели» Шторм Вивальди, Осенний вальс Шопена, «Утро» Грига.
В качестве Эксперимента ученикам 9 класса предлагалось написать сочинение – сравнение романа «Евгений Онегин» и любой из экранизаций по мотивам этого произведения А.С. Пушкина. Сначала задание вызвало недоумение, и много вопросов (в том числе, потому что готовых сочинений на эту тему нет) , поэтому из сочинения-задание приобрело формат дискуссии. Считаю, что урок прошел удачно.
Сочинения, как никакой другой вид творческой работы, формирует главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умении переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями.
Сочинения
Работа над сочинением выявляет уровень коммуникативной компетентности ученика, которая выражается в умении правильно определить проблему текста, позицию автора, предложить аргументацию собственного мнения по проблеме; ясно, связно, последовательно излагать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка. Работа над сочинением, особенно над аргументацией собственного мнения, также позволяет продемонстрировать уровень общего развития личности, уровень исторических и культуроведческих знании. Проблема — спорное утверждение нравственной направленности, определяющее цель авторского замысла. Весь текст посвящен авторскому исследованию этого вопроса (проблемы). Это находит отражение в выборе материала и выделении автором таких аспектов, которые помогают ему найти ответ на волнующий его вопрос. Чтобы определить содержание проблемы, необходимо понять, о чём автор заставляет нас задуматься. Проблему можно сформулировать разными способами. Удобна форма риторического вопроса и/или словосочетания и использованием слова «проблема.
В своей работе над сочинением учащиеся должны иметь право на исправление. Приступая к работе, пишущий представляет себе в общих чертах, каким будет его сочинение, - в каком порядке будет изложен материал, как будут реализованы тема и идея, как следует начать сочинение и как его окончить, чтобы оно стало замкнутым, цельным.
Дети в этом возрасте очень обидчивы, они дорожат мнением сверстников, для них лучше промолчать, чем ошибиться. Одной из своих задач на уроках я считаю - поощрять учеников высказывать свое мнение.
При анализе того или иного текста я стараюсь приводить противоположные мнения критиков, чтобы показать, что нет одного абсолютно верного мнения.
Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя).
Сократовский метод строится с помощью следующего алгоритма:
• создание проблемной ситуации;
• формулирование проблемного вопроса;
• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;
• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;
• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;
• выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата).
Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.
Задания на «добывание знаний»
Знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта детей. Это способствует лучшему запоминанию и служит средством мотивации работы учащихся. Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, я выделяю важные для понимания моменты.
Лучший способ изучить что-либо – открыть самому. Д.Пойа
Например, я предлагаю учащимся поисковую задачу. В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой?
В данном случае вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явлений, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся. Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения. В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.
Особенно востребованными в настоящее время в школьной практике являются технологии ИКТ.
ИКТ как дополнительная технология при развитии коммуникативной компетентности
Использование ИКТ
Использование ИКТ
Результаты внедрения коммуникативной технологии
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Учет возрастных особенностей детей, а также акцентирование своего внимания на мотивации к обучению дает ощутимые положительные результаты.
Моя практика показала, что немаловажное значение имеют отношения Учитель-Ученики, установившиеся в классе.
Заключение
При построении образовательного процесса учитель должен комбинировать различные технологии, приемы, средства, подбирая наиболее рациональные для каждой из тем.
Своим энтузиазмом учитель может заразить учеников, превратив урок из скучного монолога в увлекательный процесс обмена мнениями.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть