Слайд 2Над проектом работали:
Творческая группа учащихся 10 «А» класса МОУ»СОШ№1» г.
Новотроицка Оренбургской области
Учитель русского языка и литературы
высшей категории Зоткина Н.И.
Слайд 3Упражнение 1. Этикет
Подберите более вежливую форму несогласия:
Это не так.
- ________________________
Я с вами не согласен. -________________
Не разделяю ваших убеждений.
-_________
Это невозможно. -______________________
Это абсурд. -__________________________
Ваши условия принять нельзя. -_________
Вы не правы. -_________________________
Слайд 4Упражнение 2.
Особенности стилей
Назовите ситуации, в которых будут уместными
данные выражения.
Подберите официальные формулы:
- благодарность:
Не знаю, что вам
и сказать! Вы меня здорово выручили!
- пожелание:
Ну, Юрий Павлович, ни пуха ни пера!
- просьба:
Выручайте! Дайте свой мобильник, мне надо срочно звякнуть!
Слайд 5Упражнение 3.
Особенности стилей
Сравните два текста заявлений об отпуске- устный и
письменный. Одинаково ли их содержание? Какие особенности служебно-деловых отношений нашли
в них проявление?
1) - Слушай, а что если я сейчас в отпуск соберусь? Отпустишь?
-Пиши заявление.
-Дней бы на десять?
-Неделя максимум.
2)"Прошу разрешить мне отпуск без сохранения содержания на семь рабочих дней".
Слайд 6Упражнение 4.
Этикет
Подняв телефонную трубку
на рабочем месте , вы скажите:
-Говорите
-Да
-Слушаю вас
-Назовёте свою фирму и только потом
скажите"Добрый день!"
-Назовёте отдел, представитесь
Слайд 7Упражнение 5
Этикет
Позвонивший высказывает претензию, в который лично вы не виноваты.
Ваш ответ:
- Это не моя ошибка
- Я этим не занимаюсь, Вам лучше обратиться к...
- Давайте разберемся
- Нет, вы не правы
- Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом
- Оставьте, пожалуйста, Ваш телефон.
Слайд 8Упражнение 6
Этикетные формулы в деловом общении
Как попросить к телефону:
Будьте добры, Юрия Павловича /господина Русалеева;
Попросите, пожалуйста, господина
Русалеева;
Можно попросить Юрия Павловича?
Соедините меня, пожалуйста, с директором
/с господином Русалеевым
Скажите, господин Русалеев у себя?
Слайд 9Упражнение 7
Ответы на просьбу:
Пожалуйста
Сейчас узнаю/проверю
Одну минуту
К
сожалению, его сейчас нет.
Извините, он сейчас занят. У него
переговоры/совещание
Позвоните через час/завтра утром
Слайд 10Упражнение 8.
Выражение просьбы :
Пожалуйста. Будьте добры. Будьте любезны. Прошу
Вас
У меня к вас просьба.
Разрешите мне/нам ...(узнать)
Нельзя
ли ...(позвонить?
Пожалуйста/будьте добры ...(позвоните мне)
Не сочтите за труд,....(пошлите мне факс сегодня).
Вы не могли бы ...(позвонить мне завтра)?
Не возражаете, если я...
У меня к вам большая просьба: Вы не могли бы...
Слайд 11Упражнение 9
Вежливая форма несогласия
с собеседником:
Боюсь/думаю, что это не совсем
так.
Боюсь, что нет.
Думаю, что Вы не совсем правы
Позвольте с вами не согласиться
Это не совсем так
Извините, но мне кажется, что...
Слайд 12Упражнение 10
Просьба поговорить:
Извините, Вы не заняты?
Можно вас спросить?
Простите,
Вы не могли бы уделить мне несколько минут?
Слайд 13
Упражнение 11
Цели беседы при приеме на работу разные:
работодатель
оценивает деловые качества, претендент старается продемонстрировать свои деловые качества( компетентность,
желание работать).
Запомните, что беседа сводится к нескольким базовым вопросам, которые касаются личных качеств претендента, его трудового стажа, взглядов на условия труда, эффективное руководство и др.
Слайд 14Категории вопросов, к которым надо быть готовым:
Открытые вопросы - вопросы
с не очень жесткой структурой, предполагают свободу в выборе ответа
и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т.п.
Закрытые вопросы- вопросы с жесткой структурой, на них можно ответить просто «да» - «нет» или ограничиться несколькими словами.
Зеркальные вопросы- вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов. Помните, что они направлены на то, чтобы достигнуть действительного понимания чувств, переживаний, состояния.
Косвенные вопросы - используются, когда есть опасения, что прямо на вопрос человек не будет отвечать искренне
Слайд 15Интерпретация и согласование позиций:
В наших общих интересах...
Учитывая Вашу позицию
по этому вопросу
Учитывая Ваши соображения по данному вопросу
Принимая
во внимание Ваши соображения по обсуждаемой проблеме ...
Мы смотрим на эту проблему с другой точки зрения, однако...
Уверены, что мы сможем урегулировать все разногласия по данному вопросу в случае...
Мы готовы принять ваши предложения, если...
Для урегулирования спорного вопроса нам необходимо...
Я думаю, наши общие интересы выше разногласий по вопросу...
Вас, наверное, заинтересует новый подход к этой проблеме
Слайд 16Заключительные слова деловой беседы:
С наилучшими пожеланиями...
С наилучшими пожеланиями
и надеждой на сотрудничество...
Всегда рады оказать вам услугу...
Надеемся,
Вас заинтересует предложение...
Мы готовы учесть все Ваши замечания...
Всегда рады сотрудничать с Вами
Слайд 17Упражнение 12
Написание фамилий
Следует помнить:
Не склоняются фамилии славянского происхождения на -а,
-о. Часто в звуковом составе они совпадают с неодушевленными предметами
(например Сало и др.)
Не склоняются фамилии на –аго, - яго, -ых, -их, -ово,-ко (-енко)(например, Дмитриенко, Дубяго, Вялых, Франко, Шевченко).
Как правило, склоняются русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если относятся к мужчинам, но не склоняются, если относятся к женщинам или супружеской паре (например, заявление Николая Рубана, письмо Натальи Рубан, просьба супругов Рубан).
Слайд 18Язык документа
Средства организации связного текста:
как указывалось, как было показано,
как
указано выше, как упомянуто,
как отмечалось, согласно этому,
сообразно этому,
соответственно этому,
сообразно с этим, в соответствии с этим;
последний, предыдущий, предшествующий,
данный, искомый, соответствующий,
вышеописанный, вышеуказанный, вышеприведенный,
вышеупомянутый, введенный, выведенный, доказанный,
заданный, законченный, изложенный, найденный,
описанный, определенный, отмеченный,
перечисленный, построенный, приведенный,
примененный, рассмотренный, сделанный,
сформулированный, указанный, упомянутый,
установленный, следующий, нижеследующий, последующий,
дальнейший, приводимый, разыскиваемый,
рассматриваемый, требуемый, анализируемый, изучаемый
Слайд 19Язык документа
Стандарт и лексическая сочетаемость
сотрудничество - плодотворное / взаимовыгодное
деятельность
- успешная
вклад - значительный
позиции - конструктивные / прочные
доводы - веские
необходимость - настоятельная
скидки - значительные / незначительные
разногласия - существенные / несущественные
рентабельность - высокая / низкая
расчеты - предварительные / окончательные
коммерческий директор (неправильно: директор по коммерции)
департамент строительства (неправильно: департамент по строительству)
оплатить услуги (неправильно: оплатить за услуги)
потребность в средствах (неправильно: потребность средств)
указал на то... (неправильно: указал о том...)
Слайд 20Пишем резюме
Вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для
нанимателя сведения о том, кто претендует на предложенную работу. Согласно
международному стандарту, резюме должно быть набрано на компьютере. Если текст направляется в иностранную фирму, он должен быть набран на соответствующем языке.
В резюме в следующем порядке указываются:
фамилия, имя, отчество.
телефоны(сотовый, домашний, служебный), адрес электронной почты;
адрес
цель резюме
дата рождения автора резюме
семейное положение
образование(места учеба даются в обратном хронологическом порядке)
опыт работы(места работы даются в обратном хронологическом порядке)
дополнительные сведения: знания языка, владение компьютером, опыт работы с людьми, личные характеристики( исполнителен, аккуратен, инициативен, трудолюбив, легко обучаем, общителен, энергичен).
Слайд 21Рефлексия
Если вы хотите быть счастливы, благополучны, уравновешены, спокойны, уверены
в себе, вооружитесь добрыми словами.
Да, время бывает "недоброе", "смутное",
"переломное", но какими будем мы, люди, зависит от нас, наших мыслей, слов и поступков.
Наша память хранит многое. Мы желаем вам не помнить злых, недобрых слов- ведь злость сама по себе несчастье; а о прошедшем сохранять только добрые воспоминания- ведь в этом своеобразная гигиена души.
Мы желаем вам добрых слов.
Прежде всего, в семье. Не хлебом единым, не только материальным достатком жив человек, но семья держится на любви и добром слове.
Тем, кто собирается создать семью, - тоже желаем добрых слов, потому что материальные трудности пережить можно, но злое, худое слово- нельзя.
Пусть умение говорить поможет вам прийти к жизненному успеху.
Словом, пусть вас окружают добрые речи и от вас исходит доброе человеческое слово. А хорошее слово - половина счастья!
Да здравствует все доброе, что мы сказали друг другу и скажем!
По В. И. Аннушкину
Слайд 22Наши выводы:
Получив представления об особенностях речевого поведения в социально- ориентированном
общении,
познакомившись с тактикой речевого поведения претендента на вакантное
место, особенностями служебно-делового общения, жанрами деловой речи, мы стали больше осознавать свою ответственность за каждое слово. Человек – Личность.
Наша грамотная, культурная речь – это не только сохранение традиций, но и залог личной успешности.