Слайд 1Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по типу ЕГЭ на основе художественного
текста
Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сатинская СОШ» Осипова
Н. В.
Слайд 3Требования, предъявляемые к сочинению
Всего: 24 балла
Объём сочинения: нижняя граница не
менее 150 слов; верхняя граница - 250-300 слов (для претендующих
на высокие баллы)
Слайд 4Кот и Ангел
1)Эта история произошла незадолго до наступления самого волшебного
праздника – Нового года. 2) Серый хозяйский кот Чарлик сидел
высоко на дереве и грустил.
3)– Мир тебе, – ласково сказал Ангел, присаживаясь рядом с Котом на толстую ветку и стряхивая с неё снег.
4)– Привет, – Кот приоткрыл зелёный глаз, лениво оглядел Ангела и отвернулся.
5)Ангел спрятал под крыльями босые ноги и посмотрел вниз. 6)Под ними лежал белый двор, полный смеха, визга, летающих снежков и скрипа шагов.
7)– Высоко ты забрался, – сказал Ангел, оценивая расстояние до земли.
8)– Зато сюда даже Сашкин снежок не долетит.
Слайд 5Кот и Ангел
9)Ангел понимающе кивнул и подобрал опущенные крылья.8) Помолчали.
10)–
А ты что, за моей старушкой явился? – не поворачивая
головы, спросил Кот. 11) Голос его был такой же ленивый, но Ангел сразу увидел, как сгустилась вокруг него боль и тревога.
12)– Нет, я ни за кем.
13)– А! – Облачко тревоги поредело. 14)– Она каждый день говорит, что скоро Ангел её заберёт, — счёл нужным объяснить Кот. 15) – Видно, другой прилетит…
16) Опять помолчали. 17)Но, видимо, Кота всё же беспокоило присутствие Ангела, и он как можно равнодушнее спросил: 18)– А ты сюда зачем?
Слайд 6Кот и Ангел
19)– Да так, отдохнуть присел. Парнишку одного в
вашем городе от него же самого спасал. 20)Ох, и трудная
это работа! 21)Теперь домой лечу.
22)– Так ты, это… и от болезни можешь?
23)– Смотря какая болезнь. 24)Но многое могу. 25)Хранитель я.
26)– Так чего же ты тут расселся?! – взревел вдруг Кот. 27)– А ну пошли! 28)И он серым вихрем слетел на землю. 29)Ангел тихо приземлился рядом.
30)Старушка была такая худенькая, что Ангел не сразу разглядел её среди белых подушек. 31)Глаза старушки были закрыты, а грудь ходила ходуном, заполняя всю комнату хрипом, свистом и всхлипами.
Слайд 7Кот и Ангел
32)Ангел наклонился над нею, положил на грудь белые
крылья и стал что-то шептать – ласково и тихо. 33)Пока
он так стоял, Кот подбросил в печку дров, подвинул на плиту остывший чайник и поставил большую кружку с молоком, сыпанув в неё какой-то травы – готовил питьё для хозяйки.
34)Когда Ангел разогнулся, дыхание старушки было ровным и тихим, впалые щёки порозовели.
35)– Пусть поспит, – сказал он Коту. 36)– Ослабла она сильно. 37)Кот отвернулся и быстро вытер глаза.
Слайд 8Кот и Ангел
38)Старушка спала, а Кот и Ангел пили чай,
и Кот всё подливал в свой чай сливки, а Ангел
улыбался, глядя на него.
39)– Я, наверное, останусь пока у вас, — сказал он, размешивая мёд, — пока Михайловна не встанет.
40)– А ты откуда знаешь, что она Михайловна?
41)– Я же Ангел. Я и то знаю, что тебя Чарликом зовут.
42)– Значит, вроде познакомились, – хмыкнул Кот. 43) – А тебя как величать?
44)– А у нас имён нет. 45)Просто Ангел. 46)Кот молча подвинул ему сливки и прихлебнул из кружки.
47)Тикали над столом ходики, трещали в печке дрова, за окном усиливался ветер.
Слайд 9Кот и Ангел
. 48) Над землёй неслышными шагами ступал Новый год
– самый волшебный праздник…
49)– Вот ты спрашивал, зачем я высоко
залез, – усмехнулся вдруг Кот. 50) – Выходит, тебя ждал. 51) И задумчиво добавил, прислушиваясь к ветру:
52)– Носки тебе связать надо. 53)Что ж ты босиком-то по снегу?..
Слайд 10Вопросы для восприятия текста
- Каков жанр этого текста?
-
В чем особенность этого жанра?
- О чём эта сказка?
- Каким вы представляете себе Кота?
- Каким увидел Кот Ангела?
- О чем вели разговаривали Кот и Ангел?
- Как повёл себя Кот, узнав о том, что Ангел может лечить людей?
- Найдите в тексте описание старушки.
- Как Кот проявляет заботу о своей хозяйке?
- Почему Ангел решил остаться?
- Как Кот объясняет Ангелу, почему он забрался на дерево так высоко?
- Чем заканчивается сказка?
- Каким бы вы хотели видеть продолжение сказки?
Слайд 11Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор
Проблема в художественном
тексте
проанализируйте поступки героев, их отношения;
определите, какие положительные или отрицательные человеческие
качества проявляются в этих поступках, отношениях;
подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, милосердие, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм, жестокость…);
сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слайд 12Как можно сформулировать проблему
Слайд 13Определение проблем(ы) текста Л. Сосниной
Проблема доброты и участия. Проблема сопереживания
к людям.
Проблема неравнодушия к близким.
Проблема ожидания новогоднего чуда.
Есть
ли место чуду в нашей жизни?
Слайд 14Примеры вступления
Вступление
Людмила Соснина – автор новогодней сказки «Кот и
Ангел»…
Все мы в преддверии новогоднего праздника ждем чудес, и они
иногда случаются…
Новый год – самый волшебный праздник…
Вступление + проблема
В новогодней сказке Л. Сосниной затрагивается проблема доброты и сопереживания к близким людям. Как порой не хватает нам этих, казалось бы, простых человеческих чувств!
Есть ли место чуду в нашей жизни? Над этим вопросом заставляет задуматься Людмила Соснина, автор сказки «Кот и Ангел».
Слайд 15Комментарий
– это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста,
–это
последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации
из текста или на конкретные размышления автора,
– это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом;
– преобразование «текста в себе» в «текст для себя».
Слайд 16Комментарий состоит из
5 элементов
1. Пример-иллюстрация (исходный текст).
2. Пояснение (мысли
самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст).
4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Слайд 17Виды смысловой связи
между предложениями
— причинно-следственные
отношения
— противительная связь
— сопоставительные отношения
— дополнение и уточнение информации
— иллюстрация, выделение частного случая
—обобщение предыдущей информации
— прием перечисления
— прием, называемый конкретизацией
—другая связь.
Слайд 18Запомните!
В основе комментария - поднятая автором проблема.
Пересказа быть не должно!!!
Пересказ
Комментарий
что делают герои что делает автор
Слайд 19Речевые клише
Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
•
Этот вопрос автор раскрывает, изучая, исследуя, размышляя…
•
Свои рассуждения автор начинает с …
• Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…
• В тексте содержится большое количество примеров, усиливающих звучание проблемы.
• Аргументация автора не вызывает сомнений. Он ссылается на… , приводит примеры (чего?)…
• Автор подтверждает, что… ; сравнивает (что?)… (с чем?)…; сопоставляет, критически осмысляет (что?)…
• Автор останавливается на…
• Причину этого автор видит в том, что…
• Важно отметить, что…
• Автор всем ходом повествования (рассуждения) доказывает…
• Обосновывая свою позицию, автор приводит точные аргументы:
Слайд 20Интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и
есть пояснение к примерам иллюстрациям:
объяснение слов автора,
раскрытие их смысла,
рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,
анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.
Слайд 21Художественный текст
На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события,
поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте
значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Публицистический стиль
Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Слайд 22
Для комментария необходимо проанализировать:
поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
лексические
средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им
проблему;
ключевые слова текста, позволяющие увидеть позицию автора по поднятой им проблеме;
диалог между героями (по поднятой проблеме).
Не забудьте написать пояснение к тем примерам, которые вы использовали для комментария.
Найдите смысловую связь между теми примерами, которые вы анализировали (объясните, почему вы взяли именно эти примеры и как они взаимосвязаны между собой).
Запомните: все те примеры, ситуации, лексические средства, ключевые слова, которые вы используете в своем комментарии, должны вывести вас на позицию автора. Это и станет вашим комментарием.
Слайд 23Пример комментария к тексту
Л. Сосниной
В центре внимания писательницы история,
которая произошла накануне Нового года. Герои этой истории – Кот и Ангел, которые, на первый взгляд, встретились совершенно случайно. Но автор подводит читателя к мысли о том, что ничего в жизни случайно не бывает: «Вот ты спрашивал, зачем я так высоко залез, - усмехнулся Кот. – Выходит, тебя ждал».
Незамысловатый сюжет сказки трогает душу читателя, заставляет сжиматься сердце. Казалось бы, выдуманная история, фантастика, но ведь хочется верить, что Ангелы иногда спускаются на землю и помогают не только людям, но и Котам, которые обращаются к ним с просьбой о помощи, заставляя поверить в чудо.
Слайд 24Пример комментария к тексту
Л. Сосниной (продолжение)
Сколько доброты, сочувствия и
соучастия в домашнем коте Чарлике, о котором с такой теплотой рассказывает Л. Соснина. И просит-то он не за себя, а за старенькую больную хозяйку: «Так ты, это… и от болезни можешь?». И это сочувствие распространяется не только на Михайловну, но и на вершителя чуда – Ангела: «Носки тебе связать надо. Что ж ты босиком-то по снегу?..»
Образ четвероногого героя обаятелен, картинка, нарисованная писательницей настолько правдоподобна, что читатель легко представляет себе, как Кот подогревает молоко для хозяйки, заваривает чай и предлагает Ангелу сливки.
Слайд 25 В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо, она
дана опосредованно – через поступки героев, их мысли, через средства
художественной выразительности, через ключевые слова. Она «спрятана» в контексте.
Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста
Слайд 26Авторская позиция (на примере текста Л. Сосниной)
В жизни всегда есть
место чуду. Чудо приходит даже тогда, когда этого совсем не
ждешь. Но чаще всего чудеса случаются под Новый год.
Или:
В жизни всегда есть место чуду, но случается оно с теми, кто добр и отзывчив, и сам готов совершить это чудо.
Слайд 27Обоснование своей позиции: аргументы пафоса
Рациональные доводы
факты, общие сведения;
ссылки на авторитетное
мнение, народную мудрость;
нормы, принятые в обществе.
Иррациональные доводы
это обращение к
чувствам читателей.
Приводить развернутые примеры из литературы и жизненного опыта НЕ НУЖНО!
Слайд 28Пример обоснования авторской позиции
История, рассказанная писательницей, заставляет задуматься о
том, что взрослые, и дети одинаково ждут чуда. Это ожидание
помогает преодолеть трудности, встречающиеся на жизненном пути. Вера в чудеса делает жизнь ярче и интереснее, позволяет мечтать, окрыляет надеждой.
Слайд 29Приемы, используемые в заключении
Итог (обобщение основных мыслей – своих или
авторских).
Призыв, обращение к читателю.
Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует
дальнейшего обдумывания читателем).
Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.
Цитата, содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.
Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.
Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ).
Слайд 30Заключение должно быть органично связано с основным текстом
Пример заключения 1
Писатель
А. Грин сказал: «Чудо может обнаружить себя во всем -
в улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове». А я бы добавила еще от себя: «Чудо может обнаружить себя в добрых поступках, которые совершаются ради других людей». Пример тому – герои сказки Л. Сосниной.
Слайд 31Заключение. Пример 2
Итак, удивительные события, рассказанные в сказке Л. Сосниной,
убеждают читателя в том, что в жизни всегда есть место
чуду, и тому подтверждение - добрый Ангел, спасший хозяйку кота Чарлика от смерти. В чудо надо верить, и тогда оно обязательно случится, даже если его совсем не ждешь.
Слайд 32Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по новогодней сказке Л. Сосниной «Кот и
Ангел» по типу ЕГЭ, затронув в нем одну и проблем.
Слайд 33Информационные источники
Суязова И.А «Заветные пять баллов». Статья
Нарушевич А. Г.
«Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Учимся комментировать». Презентация.
Сенина Н.
А., Нарушевич А. Г. «Русский язык. 4. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2017.
Баландина А. «Учимся писать сочинение: учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – Пермь, 2018.
Л. Соснина. Кот и Ангел. - http://www.liveinternet.ru
http://gorod.tomsk.ru- рисунки В.Румянцева
https://yandex.ru/images - картинки новогодней тематики
Шаблон презентации - http://linda6035.ucoz.ru
Слайд 34С Новым Годом!
Ярких дней, чудес прекрасных,
Жизни радостной всегда!
С Новым годом!
С новым счастьем!
Теплоты, любви, добра!