Слайд 1Речевые ошибки
Автор презентации:
Крюкова М.А., учитель
 русского языка
 МОУ «СОШ №99»
                                                            
                                    
г. Омска
2010 год
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных 
изложения и сочинения является критерий
                                                            
                                    
«Соблюдение речевых норм» (ГК4): 
1. Речевых ошибок нет или допущено
                                    не более 2 ошибок – 2 балла
2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки 
называют речевыми, и продемонстрирует основные 
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в 
экзаменационной работе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки - это ошибки, допущенные 
в
                                                            
                                    
употреблении слова.
Например: Они потеряли на войне двух 
единственных сыновей.
Комментарий: Само
                                    по себе слово «единственный» 
ошибки не содержит, оно лишь неудачно 
употреблено, не «вписывается» в  контекст, не 
сочетается по смыслу со своим ближайшим 
окружением.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Употребление слова в несвойственном ему значении 
Например: Мы были шокированы
                                                            
                                    
прекрасной 
игрой актёров. 
Комментарий: В данном случае неуместно слово 
«шокированы»,
                                    т.к. шокировать – значит вызывать 
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение 
своим поведением, нарушением правил приличия, 
общепринятых норм поведения. Это слово нужно 
заменить словом «восхищены».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Неразличение оттенков значения, вносимых в слово 
приставкой и суффиксом 
Например:
                                                            
                                    
Были приняты эффектные 
меры. 
Комментарий: В данном контексте слово 
«эффектный»
                                    неуместно, т.к. «эффектный» - 
значит «производящий эффект, впечатляющий». 
Его следует заменить однокоренным 
«эффективный» - значит «дающий эффект, 
действенный».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Неразличение синонимичных слов 
Например: В конечном  предложении 
автор применяет градацию.
                                                            
                                    
Комментарий: В данном случае вместо 
прилагательного «в конечном» необходимо 
употребить
                                    существительное «в конце».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Употребление слов иной стилевой окраски 
Например: Автор, обращаясь к этой
                                                            
                                    
проблеме, пытается направить людей 
немного в другую колею.
Комментарий: Вместо «колею»
                                    уместнее будет 
звучать в данном контексте слово «русло».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 
Например: Астафьев то и
                                                            
                                    
дело прибегает 
к употреблению метафор и олицетворений.
Комментарий: Эмоционально-окрашенное 
выражение «то
                                    и дело» следует заменить 
стилистически нейтральным синонимом 
«неоднократно».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Неоправданное употребление просторечных слов 
Например: Таким людям всегда удаётся 
объегорить
                                                            
                                    
других. 
Комментарий: В данном предложении 
просторечное слово «объегорить» следует 
заменить
                                    стилистически нейтральным синонимом 
«обмануть».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Нарушение лексической сочетаемости 
Например: Автор увеличивает впечатление. 
Автор использует художественные
                                                            
                                    
особенности.
 
Комментарий: Слово «особенности» необходимо 
заменить словом «средства».
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 
Например: молодой юноша
                                                            
                                    
         
                                    очень прекрасный
          бесплатный подарок
Комментарий: В этих словосочетаниях 
выделенные слова являются лишними, т.к. они 
дублируют лексическое значение невыделенных 
слов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 
Например: В этом
                                                            
                                    
рассказе 
рассказывается о реальных событиях.
Комментарий: В данном предложении 
необоснованно повторяются
                                    однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным: 
вместо «рассказ» - «произведение» или вместо 
«рассказывается» - «повествуется».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Неоправданное повторение слова 
Например: Герой рассказа не задумывается 
над своим
                                                            
                                    
поступком. Герой даже не 
понимает всей глубины содеянного. 
Комментарий: Во
                                    втором предложении 
повторяющееся слово «герой» уместнее заменить 
личным местоимением «он».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Бедность и однообразие синтаксических конструкций 
Например: Когда писатель пришёл в
                                                            
                                    
редакцию, его принял главный редактор. 
Когда они поговорили, писатель отправился
                                    
в гостиницу.
Комментарий: В данном случае оба предложения 
построены однотипно: они представляют собой 
сложноподчинённое предложение с придаточным времени, 
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту 
речевую ошибку, придаточное во втором предложении 
можно заменить существительным с предлогом 
«после разговора».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Неудачное употребление местоимений 
Например: Данный текст написал В.Белов. 
Он относится
                                                            
                                    
к художественному стилю. 
Комментарий: Употребление личного 
местоимения «он» делает второе
                                    предложение 
двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к 
художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Послесловие
Будьте внимательны!
Не допускайте ошибок!
☺