Разделы презентаций


Риторика

Содержание

Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРЕПОДАВАНИЕ РИТОРИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Савченко К.В.
Средневековая гравюра «Семь наук: Грамматика, Диалектика, Риторика,

Арифметика, Астрономия, Музыка, Геометрия».

ПРЕПОДАВАНИЕ РИТОРИКИУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕСавченко К.В.Средневековая гравюра «Семь наук: Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Астрономия, Музыка, Геометрия».

Слайд 2Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – филологическая дисциплина, объектом

которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи

во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной и письменной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи.

Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб тайну слова
Познавши, убеждая, -- побеждать!

Еврипид

Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы

Слайд 3Риторика
Искусство убеждать (Аристотель, Аполлодор)
Искусство говорить хорошо (Квинтилиан)
Искусство изобретения, расположения и

украшения речи
(Цицерон)
As ornandi – искусство украшения речи
(средневековье, Возрождение)
Искусство

духовного красноречия
(русская средневековая риторика)

Аргументативная риторика (XVIII-XIX вв.)

Аристотель

Цицерон

РиторикаИскусство убеждать (Аристотель, Аполлодор)Искусство говорить хорошо (Квинтилиан)Искусство изобретения, расположения и украшения речи (Цицерон)As ornandi – искусство украшения

Слайд 4Современные риторики
Теоретические:
«Теория риторики» Ю.В. Рождественский
«Риторика как подход к обобщению действительности»

С.С. Аверинцев
«Современная риторика в философско-культурологическом измерении» Е.А. Юнина
Прикладные:
«Практическая риторика»

И.А. Стерник
«Практикум по риторике» Ч.Б. Далецкий
«Речь и культура общения. Практическая риторика» А.П. Чудинов

Исторические:
«Риторика как норма гуманитарной культуры» О.И. Марченко
«Риторики в России XVIII- XVIII вв.» В.П. Вомперский

Синхронные:
«Риторика» Н.Н. Кохтев
«Основы русской риторики» А.А. Волков

Общие:
«Общая риторика» Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина

Частные:
«Педагогическая риторика» Е.А. Юнина
«Топическая юриспруденция» А.К. Соболева

Современные риторикиТеоретические:«Теория риторики» Ю.В. Рождественский«Риторика как подход к обобщению действительности» С.С. Аверинцев«Современная риторика в философско-культурологическом измерении» Е.А.

Слайд 5Содержание курса риторики
Понятие о речевой ситуации и речевом поведении человека:
Понятие

коммуникации. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства.
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ





С кем

я говорю?

Когда происходит разговор?

Где происходит
разговор?

С какой целью
я говорю?

Как я говорю?

Речевая роль.
Коммуникативные ошибки и неудачи, умение их предотвращать.

Неблагоприятные факторы, разрушающие коммуникацию:
чужая среда, низкий темп, неуместные эмоциональные реакции;
нарушение паритетности общения;
ритуализация общения;
обман ожиданий слушателя;
неадекватность лексики;
нарушение принятых норм и правил общения.

Содержание курса риторикиПонятие о речевой ситуации и речевом поведении человека:Понятие коммуникации. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели,

Слайд 6Речевое событие
Слова
Звучание речи
Мимика и жесты
Пространственное поведение
Дискурс – речь, произносимая в

процессе развертывания речевого события.

Законы современной общей риторики:

Закон гармонизирующего диалога.
Эффективное

общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Закон продвижения и ориентации адресата.
Слушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия.
Закон эмоциональности.
Говорящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит.
Закон удовольствия.
Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.

Коммуникативные стратегии: близости, отстранения, отказа от выбора стратегии.

Речевое событиеСловаЗвучание речиМимика и жестыПространственное поведениеДискурс – речь, произносимая в процессе развертывания речевого события.Законы современной общей риторики:Закон

Слайд 7Качества речи:
Логичность
Точность
Ясность
Доступность
Уместность
Связность
Правильность
Выразительность
Эмоциональность
Чистота
Красота
«Слово должно быть по росту мысли.

Гармония мысли и слова – это очень важный и даже

нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя… Корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует. Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву».
В.О. Ключевский.
Из статьи «С.М. Соловьев как преподаватель»
Качества речи:ЛогичностьТочностьЯсностьДоступностьУместностьСвязностьПравильность ВыразительностьЭмоциональностьЧистота Красота «Слово должно быть по росту мысли. Гармония мысли и слова – это очень

Слайд 8Речевой этикет. Речевое поведение.
«Следует одеться просто и прилично… Это важно

помнить, так как психологическое воздействие говорящего на собравшихся начинается до

речи, с момента появления лектора перед публикой.
Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например, покачиваний с ноги на ногу, приседать и т.п.

Говорить следует громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть убежденность, уверенность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного молодежи.
От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах…
Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно…»
А.Ф. Кони.
Из статьи «Советы лекторам»

Речевой этикет. Речевое поведение.«Следует одеться просто и прилично… Это важно помнить, так как психологическое воздействие говорящего на

Слайд 9Риторический канон:
Инвенция (изобретение речи)
Диспозиция (расположение речи)
Элокуция (украшение речи)
Мемория (запоминание речи)
Оратория

(произнесение речи)
Культура развития мысли. Инвенция – этап изобретения речи.
Суждение –

установление взаимоотношений между предметами по каким-либо признакам. Риторический период – относительно завершенное суждение.
Умозаключение – выведение суждения из других суждений.

«Общие места риторические» -- закономерности соотнесения фактов по каким-либо признакам:
Род и вид Причина
Целое и часть Предыдущее и последующее
Свойства материальные Признаки
Свойства жизненные Обстоятельства
Имя Подобия
Действия Противоположности
Место Уравнения
Время
Происхождение

М.В. Ломоносов

Топосы – идеи (анкета)

Доводы и аргументы:
«от угрозы»
«от уверенности»
«от обещания»
«от сомнения»
«от авторитета»
«от разоблачаемого»
«от факта»

Риторический канон:Инвенция (изобретение речи)Диспозиция (расположение речи)Элокуция (украшение речи)Мемория (запоминание речи)Оратория (произнесение речи)Культура развития мысли. Инвенция – этап

Слайд 10Основы диспозиции. Этап расположения речи.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь
Язык художественной

литературы
Функциональные стили языка
Официально-деловой
Научный и научно-популярный
Публицистический
Роды и виды ораторской речи
Информационные речи:
Осведомляющая

речь (сообщение, доклад)
Речь, выражающая отношения (похвальная, порицающая, панегирик)
Речь, выражающая пожелания (тост, поздравление)
Разъясняющая речь(лекция, инструктаж)
Поучающая речь (увещевание, проповедь, гомилия)

Аргументативные речи:
Доказывающая речь (оправдательная, обвинительная)
Полемическая речь (спор, дискуссия)

Декларативные речи:
Предупреждающая речь
Угрожающая речь

Императивные речи:
Агрессивная речь (памфлет, разоблачение)
Повелевающая речь (указ, приказ, постановление)
Призывающая речь (призыв, обращение)

Основы диспозиции. Этап расположения речи. Функциональные разновидности языкаРазговорная речьЯзык художественной литературыФункциональные стили языкаОфициально-деловойНаучный и научно-популярныйПублицистическийРоды и виды

Слайд 11
Расположение содержания при описании:
Выбор главной, характерной черты
Подбор сравнения
Выбор точки зрения
Расположение

содержания при повествовании:
Формулировка общей темы
Указание времени, места, действующего лица
Следование естественному

течению событий или нарушение последовательности
Кульминация
Развязка (нравственный вывод)
Расположение содержания при рассуждении (искусство построения хрии):
Хрия – лексико-стилистическая единица текста, рассуждение на заданную тему, построенное по определенным правилам.
Приступ
Хрия М.В. Ломоносова Парафразис (объяснение темы)
Причина
Противное
Подобное
Пример
Свидетельство
Заключение
Расположение содержания при описании:Выбор главной, характерной чертыПодбор сравненияВыбор точки зренияРасположение содержания при повествовании:Формулировка общей темыУказание времени, места,

Слайд 12Основы элокуции. Этап украшения речи

Тропы (изобразительно-выразительные средства языка, основанные на

образности, переносе значения)
Компаративные: олицетворение, метафора, аллегория
По смежности: сравнение, метонимия, синекдоха,

гипербола, антомазия
По противоположности: оксюморон, катахреза

Стилистические фигуры (изобразительно-выразительные средства языка, представляющие собой протяженные фонетические, лексические или синтаксические конструкции)
Суггестивные (звуковые): аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, повторы, парономазия, хиазм
Эмфатические (выразительные): антитеза, градация, литота, гипербола
Изобразительные: риторический вопрос, риторическое определение, риторическое обращение, именительный темы, афоризм, пословицы и поговорки, фигура умолчания.
Нормы современного литературного языка
Лексические
Речевые
Стилистические

Основы элокуции. Этап украшения речиТропы (изобразительно-выразительные средства языка, основанные на образности, переносе значения)Компаративные: олицетворение, метафора, аллегорияПо смежности:

Слайд 13Школьные риторики
Школьная риторика. 1-9 классы
Под ред. Т.А. Ладыженской
Издательство «Баласс»
А.К. Михальская.

Основы риторики. 10-11 классы
Издательство «Дрофа»

Школьные риторикиШкольная риторика. 1-9 классыПод ред. Т.А. ЛадыженскойИздательство «Баласс»А.К. Михальская. Основы риторики. 10-11 классы Издательство «Дрофа»

Слайд 14Школьная риторика. 1-9 классы. Под ред. Т.А. Ладыженской
Принципы построения содержания

курса и методические основы:
Обращение к индивидуальному речевому опыту учащегося

Возможность аналитически оценить уровень развития собственной коммуникативной компетенции
Формирование и развитие умений постановки и решения разнообразных коммуникативных задач
Формирование и развитие умений использования различных видов речевой деятельности для решения познавательных и коммуникативных задач
Рефлексия

Функции языка

коммуникативная

познавательная

эмоциональная

этическая

эстетическая

Виды речевой деятельности

Слушание

Чтение

Говорение

Письмо

Школьная риторика. 1-9 классы. Под ред. Т.А. ЛадыженскойПринципы построения содержания курса и методические основы: Обращение к индивидуальному

Слайд 15Из учебника для 7 класса
Раздел «Речевая ситуация»
Повторяются и закрепляются понятия:

коммуникативное намерение
коммуникативная задача
информация
речевая роль

Практическое задание: придумать и

продемонстрировать презентацию для выставки собак или кошек.
Предполагаемая деятельность по созданию высказывания:
анализ речевой ситуации и предмета речи
отбор содержания
отбор и расположение языковых средств
прогнозирование эффективности высказывания
выстраивание стратегии его вербального и невербального воплощения высказывания
презентация
рефлексия

Решение универсальной комплексной учебной задачи


Из учебника для 7 классаРаздел «Речевая ситуация»Повторяются и закрепляются понятия: коммуникативное намерение коммуникативная задача информация речевая рольПрактическое

Слайд 16Раздел «Учимся отвечать».
В разделе рассматривается понятие «определение»:
значение,
структура и

логические особенности,
виды определений,
алгоритм формулирования определения и объяснения определения через

раскрытие сути определяемого явления,
языковые модели, позволяющие строить определения,
Практические задания:
различные формы работы над формулировкой определений:
«Завершите начатые предложения, используя различные языковые модели»,
«Перестройте следующие определения, используя другие структурные модели»,
«Прочитайте определения. Почему учитель был недоволен приведенными ниже ученическими ответами? В чем состоят их недостатки? Исправьте формулировки».
Итоговое задание по разделу: «Вам предстоит сделать сообщение младшим школьникам. Попробуйте заинтересовать их, увлечь предметом своей речи. Решая эту задачу, вы, конечно же, постараетесь изложить научную информацию в более популярной, доступной, интересной форме. Замените следующие логические определения риторическими».
Раздел «Учимся отвечать».В разделе рассматривается понятие «определение»: значение, структура и логические особенности, виды определений,алгоритм формулирования определения и

Слайд 17Раздел «Учимся читать учебную литературу».
совершенствуются навыки разных видов чтения,
приобретаются

универсальные умения по применению навыков в иных учебных ситуациях.

Практическое

задание:
«Проанализируйте внешние особенности текста. Сформулируйте предположение о том, какая информация в нем содержится. Прочитайте текст по учебнику биологии; проверьте, верным ли было ваше предположение. Перескажите текст с опорой на рисунки и схемы, представленные в учебнике».

работа со схемой


выдвижение гипотезы и ее либо подтверждение, либо опровержение,


преобразование графического способа подачи информации в словесный.
Раздел «Учимся читать учебную литературу».совершенствуются навыки разных видов чтения, приобретаются универсальные умения по применению навыков в иных

Слайд 18Литература:
Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980.
Береговая Э., Верже

Ж.-М. Занятная риторика. М., 2000;
Волков А.А. Основы русской риторики. М.,

1996;
Волков А.А. Курс русской риторики. Пособие для учебных заведений. М., 2001
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.,1994
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М. 2000
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989;
Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. Учебник для старших классов средних школ, лицеев и гимназий. М., 2001;
Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Учебное пособие. М., 2003;
Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000
Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1996;
Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994;
Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М.Ю 1994
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996;
Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия-практикум. М., 1998;
Развитие речи. Школьная риторика: 5 -- 9 кл. / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1996, ч. I-II
Русская риторика. Хрестоматия. / Авт.-сост. Граудина Л.К. М., 1996;
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 1995.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
Сычев О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 1991;
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1997;
Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону, 1994;
Чудинова Е.А. Речь и культура общения. Практическая риторика. Учебное пособие для 10-11 классов. Екатеринбург, 1999;
Юнина Е.А. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Пермь, 1995

Литература:Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980.Береговая Э., Верже Ж.-М. Занятная риторика. М., 2000;Волков А.А. Основы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика