Слайд 1 Урок русского языка в 6 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское
Листрова
Тамара Викторовна.
Повторение по теме:
«Причастие. Деепричастие»
Слайд 21.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.
2. Научиться
конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их
в своей речи.
3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную речь.
Цели урока:
причастия
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает
признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного( род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?
Зависит от существительного или местоимения.
Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.
Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.
В предложении является определением или сказуемым.
Слайд 5 Портрет деепричастия
Деепричастие – особая форма глагола,
которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на
вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?
Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия( неизменяемость).
Зависит от глагола.
Суффиксы : а- я, вщи, ши, учи- ючи.
В предложении выполняет роль обстоятельства.
Слайд 7
Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественном
тексте
Слайд 9 Заверши предложения, используя слова для справок
Серебряная сказка зимы.
Поля, занесенные снегом, блестят от яркого
солнца.
Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.
В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.
Слайд 10Лингвистический эксперимент
Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.
Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.
А
на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.
Слайд 11«Суровою зимою я более доволен,
Люблю её снега…»
Слайд 13Знаем ли мы деепричастия
Блестя на солнце, снег лежит;
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу…
Слайд 14Роль причастий
Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.
Мы не говорим:
карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая
скачет, который метет и проч., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом .
А.С.Пушкин
Слайд 15 Роль деепричастий
«Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский,
- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак
упал к ногам…надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…»Да, выходило гораздо живописнее.
«Звеня и подпрыгивая»
дорисовывает
движение.
Д.В.Григорович.
Слайд 16Исправьте ошибки.
Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.
Увидев заснеженную лесную
опушку, меня охватило чувство радости.
Метель, начавшийся утром, не переставала
до вечера.
Слайд 17Домашняя работа
1.Внимательно рассмотрите картинки, которые
будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.
2. Напишите сочинение
«Зимняя сказка леса».
3. Проверьте свою работу.
Слайд 27Итоги урока:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я
выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я научился…
–
У меня получилось …
– Я смог…
– Я попробую…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…