Синтаксическая роль имени прилагательного
Урок русского языка в 6 классе
Учитель: Дьяченко В.В.
МОУ «Чемальская СОШ»
Презентация на тему Презентация на тему Синтаксическая роль имени прилагательного из раздела Русский язык. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Синтаксическая роль имени прилагательного
Урок русского языка в 6 классе
Учитель: Дьяченко В.В.
МОУ «Чемальская СОШ»
Цели урока:
1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании; 2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых; 3) тренировать в проведении орфографического анализа текста.
Лексические нормы использования прилагательных
В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?
1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным. 3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.
В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?
1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь. 2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества.
3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом.
4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.
Имя прилагательное в словосочетании
Упр. 329
Спишите, распределяя словосочетания на две группы:
1)прил. + сущ.
2) прил.+ сущ.
Проверим!
Прил.+ сущ.
Глубокое море
Занимательные истории
Нужный инструмент
Интересная книга
Золотое сердце
Верный товарищ
Прил.+ сущ.
Подобные морям
Верный слову
Довольный жизнью
Достойный похвалы
Нужен для работы
Интересен для разбора
Внимателен к пациентам
Красный от стыда
Фразеологизмы нельзя считать словосочетаниями.
Из пустого в порожнее
1) «заниматься бесполезным делом, бесцельно тратить время»
2) «проводить время в пустой болтовне».
Больной вопрос
«назревшая, но трудная для разрешения проблема»
Редактирование. Орфографический анализ текста
В ряду однородных сказуемых, выраженных прилагательными, могут быть употреблены или только полные, или только краткие формы. Смешение , чередование их – это речевая ошибка.
Это игра интересна и полезна. Эта игра интересная и полезная.
Нельзя: Эта игра интересна и полезная.
Прилагательные в роли подлежащего и дополнения
Некоторые имена прилагательные с течением времени превратились в имена существительные, так как перестали обозначать признак предмета, а стали называть предмет: кладовая, часовой, пирожное, парикмахерская, столовая, жаркое, запятая, мостовая и т.д.
Большинство же подобных слов могут употребляться в речи и как прилагательные:
больной ребенок – больной выздоравливал.
Переход прилагательных в разряд существительных
Установите, какие прилагательные в данных примерах перешли в разряд существительных целиком и утратили свои первоначальные признаки, а какие слова употребляются в речи то как прилагательные, то как существительные.
1) « Встречный подходит»,- сказал дежурный по станции. 2) На тротуаре много прохожих. 3) На обед подали жаркое. 4) Слепой нащупывал дорогу палкой. 5) В поселке открыли новую чайную. 6) Дверь эта вела в прихожую. 7) В гостиной стоял рояль. 8) Чужих у нас не боятся. 9) Рабочие выходили из заводских ворот.
Проверим!
1) встречный поезд – первый встречный; дежурный ученик – ответственный дежурный;
2) прохожий народ – спросить у прохожего; 3) вкусное жаркóе;
4) слепой старик – проводить слепого;
5) для чайной церемонии -- встретиться в чайной;
6) просторная прихожая;
7) светлая гостиная;
8) чужой человек – сторониться чужих;
9) по рабочим дням -- обратиться к рабочим.
Прилагательные в роли подлежащего и дополнения
Спишите пословицы и поговорки. Все предложения разберите по членам.
1) Пеший конному не товарищ.
2) Сошлись голый с босым.
3) За одного умного двух глупых дают, да и то не берут.
4) Сытый голодного не разумеет.
Рефлексия
Сегодня на уроке я …..
Мне понравилось ……..
Было легко ……
Было трудно ……..
Сегодня я справился с …………..
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть