Слайд 1Презентация
урока русского языка
Артамоновой С.М.
учителя
Слайд 2Сложноподчинённые предложения
с придаточными образа действия, меры и степени
Слайд 3
выявить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия, меры
и степени;
формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;
воспитывать интерес к учению, нравственные
качества и бережное отношение к природе
Цели и задачи:
Слайд 4Орфографическая работа
Слуша..шь сосредоточе(нн,н)о, войска сосредоточе(нн, н)ы на границе,
выскоч.шь (в)попыхах, поступа.шь
(не) обдума (нн, н)о, решение до конца
(не) продума(нн,н)о, посматривает
(и.)подлобья, смотр.шь (и.)подтишка.
Слайд 5Орфографическая работа
Слушаешь сосредоточенно, войска сосредоточены на границе,
выскочишь впопыхах, поступаешь необдуманно,
решение до конца
не продумано, посматривает исподлобья, смотришь исподтишка.
Слайд 71.Определить, какую информацию дает нам эта схема?
2. Есть ли ошибка
в этой схеме? Исправить ее.
3. Достаточно ли этой информации для
характеристики сложноподчиненного предложения?
4. Дополните эту схему так, чтобы получилась схема сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант), с придаточным изъяснительным (2 вариант).
5. Какие второстепенные члены предложения являются синонимами придаточных определительных? изъяснительных?
Слайд 8[ сущ., (который ), ]
придаточное определительное
[ глаг., (что ),
]
придаточное изъяснительное
Какой?
О чем?
Слайд 9а) До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не
стоять на месте.
б) Хороша земля, если рук не жалеть.
в) Жизнь
будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
г) Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
Слайд 10а) [, (союз пока),] – придаточное времени.
б) [ ], (союз
если) – придаточное условия.
в) [ ], (союз потому что) –
придаточное причины.
г) [ ] , (союз чтобы)– придаточное цели.
До каких пор?
При каком условии?
Почему?
Зачем?
Слайд 111)Определить, в чем сходство и различие придаточных предложений в данных
сложноподчиненных предложениях?
2)Какой второстепенный член предложения является их синонимом?
Слайд 12 Как бы вы сформулировали задачи
нашей дальнейшей
работы на уроке?
Что для этого нужно?
Каким образом
можно это узнать?
Слайд 13
Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных
придаточных
Знать отличительные признаки этих придаточных предложений
Обратиться к учебнику или справочной
литературе
Слайд 14а) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не
приходила к тебе.
б) Надо жить и поступать так, как будто
на тебя смотрит следующее поколение.
в) На улице стало так светло, словно ее осветили тысячами прожекторов.
г) Воздух так прозрачен и густ, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским.
Слайд 15Найти главное и придаточное предложение.
Определить, к чему относится придаточное: ко
всему главному предложению или к какому-то слову.
Определить средство связи. Есть
ли указательные слова в главном предложении?
Задать вопрос от главного предложения к придаточному.
как?
каким образом?
[глагол + указ. сл. «так» ], (чтобы ) – придаточное образа действия
как? каким образом?
2.[глагол + указ. сл. «так»],(как будто) – придаточное образа действия
как? насколько?
3.[указ. сл. «так» + прилаг..],(словно) – придаточное меры и степени
как? до какой степени?
4.[указ. сл. «так» + прилаг.],(что) – придаточное
меры и степени
Слайд 18Ночной полет сов так тих и беззвучен, что даже самые
чуткие животные его не примечают.
(И. Соколов- Микитов)
Слайд 19Сила и хватка орлиных когтей столь ужасна, что даже волк
не в состоянии вырваться из страшных тисков.
(И. Соколов - Микитов)
Слайд 20
О соловьях, об их пении рассказано так много, что трудно
сказать новое, никому не известное.
(И. Соколов - Микитов)
Слайд 21Весною дятлы выбирают сухие вершины деревьев и барабанят так быстро,
что барабанную трель можно принять за непрерывный скрип старого дерева.
(И. Соколов - Микитов)
Слайд 22Звезд становилось все больше, они горят все ярче, словно торопятся
воспользоваться темнотой до наступления луны.
(Г. Федосеев)
Слайд 23Итог урока:
Придаточные образа действия и степени
следует
разграничивать, так как придаточные образа действия относятся в главном предложении
к глаголу и отвечают на вопрос как? каким образом?
2) Придаточное степени относятся к прилагательному и наречию и отвечают на вопрос как? в какой степени?
3) Придаточные образа действия и придаточные степени чаще встречаются в художественном стиле, служат для создания зримых картин и ярких образов.
Слайд 24Домашнее задание:
На выбор:
1) § 27, упр. 156
Составить 4 СПП с
придаточными образа действия, меры и степени по теме
«Разнообразие и красота животного мира»