Урок русского языка
9 класс
Книгина Марианна Павловна,
учитель высшей категории
МОУ «Гимназия №1» г. Саратова
Слайд 2
Тема урока : «Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных»
Цель урока:
обобщение и закрепление материала по теме «Виды придаточных предложений»
Задачи :
- закрепить знания учащихся по пройденной теме;
- отработать на уроке обобщающего характера умение определять значение придаточных предложений;
Слайд 3Словарная разминка
Ч..столюбие, посв..тить поэму, выр..жать сочу..ствие, бл..стать в свете, эпигра..а*,
светские гости..ые, ..ушкинский роман, иск..ренять п..роки, помещ..чьи уса..ьбы, благосл..влять на
подвиг, напечата..о при жизни, в течени.. 7 лет, обл..чительный смысл, мирово..рение, декабрис..ские ид..алы
е
я
а
в
и
мм
н
п
о
о
и
д
о
н
е
и
зз
т
е
Слайд 4Толковый словарь
А) Лирическое стихотворение, обычно наполненное печальным, эмоциональным содержанием
Б)Один из
жанров лирической поэзии, носящий повествовательный характер
В) Небольшое сатирическое стихотворение, которое
зло высмеивает какое-либо лицо или общественное явление
Г) Надгробная надпись, часто в стихотворной форме.
Слайд 5На Аракчеева
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он
– друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств,
без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
……………….грошевый солдат
Слайд 6Виды придаточных предложений
Определительные
Изъяснительные
Обстоятельственные
Присоединительные
Слайд 7Виды придаточных предложений
(обобщение и повторение).
Слайд 8Проверь себя и подготовься к тесту!
1. Незадолго до экзамена по
распоряжению лицейского начальства Пушкину как признанному стихотворцу надлежало сочинить стихи
к дню торжественного акта на котором будут присутствовать «высокие особы».
2. Предполагалось что парадное приветствие будет содержать в себе восхваление императора.
3. Несмотря на то что юный поэт взял форму торжественной оды он вложил в неё совершенно новое непривычное содержание.
4. Пушкинское стихотворение было названо необычно:
« »
5. Человеку которого не могла не волновать история своего народа есть что вспомнить гуляя по аллеям великолепного парка где всё дышит историей русской воинской славы.
Слайд 9а)«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
б)«Воспоминания в Царском Селе»
в)«К Чаадаеву»
г)«19 октября»
(«Роняет лес багряный свой убор»
*
Слайд 10Определительные придаточные
зависят от существительного или местоимения (местоименно-определительные придаточные ) в
главной части;
отвечают на вопрос какой?;
присоединяются союзными словами который, что, когда,
где, чей, почему, какой в придаточном и указательными словами такой, тот.
Слайд 11Изъяснительные придаточные
зависят от глагола, наречия, существительного или прилагательного в главной
части;
отвечают на вопросы косвенных падежей;
присоединяются союзами что, как, чтобы, чем,
союзем-частицей ли, союзными словами кто, что, когда, как, где в придаточном и указательными словами такой, тот.
Слайд 12Присоединительные придаточные
зависят от всей главной части;
присоединяются союзными словами что, где,
отчего в придаточном.
Слайд 13Обстоятельственные придаточные
Обстоятельственные придаточные могут выражать значение
образа действия, меры и степени;
места;
времени;
условия;
цели;
причины;
следствия:
сравнения;
уступки.
Слайд 14Придаточные образа действия, меры и степени
зависят от глагола, наречия или
прилагательного в главной части;
отвечают на вопросы каким образом?, в какой
степени?;
присоединяются союзами что, будто, чтобы, словно, как будто, союзными словами как, насколько в придаточном и указательными словами так, до того, насколько.
Слайд 15Придаточные места
зависят от всей главной части;
отвечают на вопросы где?, куда?,
откуда?;
присоединяются союзными словами где, куда, откуда в придаточном и указательными
словами там, туда, оттуда.
Слайд 16Придаточные времени
зависят от всей главной части;
отвечают на вопросы когда?, с
какого времени?;
присоединяются союзами когда, до тех пор как, с того
времени как, едва, пока, как только, союзным словом когда в придаточном и указательными словами тогда, с тех пор, до того времени.
Слайд 17Придаточные условия
зависят от всей главной части;
отвечают на вопрос при каком
условии?;
присоединяются союзами если, если… то, раз, будь, при том условии
что в придаточном и указательными словами при том условии, в тому случае.
Слайд 18Придаточные цели
зависят от всей главной части;
отвечают на вопрос зачем?;
присоединяются союзами
чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы в придаточном
и указательными словами для того, затем, с той целью.
Слайд 19Придаточные следствия
зависят от всей главной части;
присоединяются союзом так что в
придаточном.
Слайд 20Придаточные причины
зависят от всей главной части;
отвечают на вопрос почему?;
присоединяются союзами
потому что, так как, поскольку, оттого что в придаточном и
указательными словами поскольку, оттого, потому.
Слайд 21Придаточные сравнения
зависят от всей главной части;
отвечают на вопрос как?;
присоединяются союзами
как, точно, словно, будто, как будто в придаточном и указательным
словом так.
Слайд 22Придаточные уступки
зависят от всей главной части;
отвечают на вопрос несмотря на
что?;
присоединяются союзами несмотря на то что, невзирая на то что,
хотя, хотя… но, даром что, пусть, союзными словами как ни, сколько ни в придаточном и указательными словами несмотря на то, невзирая на то, даром.
Слайд 23Проверь себя!
Определите значения придаточных в следующих предложениях:
Лёд уже тронулся, так
что переправиться на другой берег было невозможно.
Следствия
Чем выше человек
по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.
Сравнительное
3. Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.
Уступительное
Слайд 24
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не
зной, не пыль, да комары, да мухи.
Условия
5. Цветы,
оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
Причины
6. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
Образа действия
Слайд 25
7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак
осторожно поднял его.
Цели
8. Надо было работать в выходной,
что меня вовсе не устраивало.
Присоединительное
9. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.
Изъяснительное
Слайд 26
10. Где тонко, там и рвётся.
Места
11. Кто смел, тот
и съел.
Местоименно-определительное
12. В течение нескольких дней было так холодно,
что занятия отменили.
Степени
13. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.
Определительное
Слайд 27Проверь себя!
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки:
Предполагалось, что,
повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдёт по совершенно
безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдёт к южным склонам горного хребта.
Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя всё, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой, и дальше двигались пешком.