Слайд 1МБОУ «ООШ с.НОВОЕ ЧАПЛИНО»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
9 КЛАСС
Учитель русского языка
и литературы Ятта А.В.
2016
год
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»?
Сложные предложения – это предложения, состоящие из
двух или нескольких простых предложений.
Небо снова всё покрылось тучами,
и посыпался дождь. (М.Г.)
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (П.)
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.)
Слайд 4Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения
могут быть равными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
1)
Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. (Бун.)
2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.)
Слайд 5Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из
предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным
союзом или союзным словом.
1) Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно. (Н.О.)
2) Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми плотно заросли озёрные берега, чётко отражались в неподвижной воде. (Сол.)
3) Если не будет дождя, мы завтра пойдем за грибами.
Слайд 6Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется ГЛАВНЫМ, а зависимое, подчинённое
главному по смыслу и грамматически, - ПРИДАТОЧНЫМ. Э
[
] – главное предложение
(союз……) - придаточное
1) [ ],(союз……………..).
2) (Союз……..),[ ].
3) [ ,(союз…………), ].
Слайд 7По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три
группы
Слайд 8 Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как,
хотя и др.) и союзные слова (относительные местоимения и наречия
который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают его с главным.
Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются.
Слайд 9 Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
В сложноподчинённом
предложении могут быть два или несколько придаточных, например:
1) Спрятав
лицо в воротник шубы, Фролов задремал и проснулся только тогда, когда почувствовал, что сани остановились.(Н.Ник.)
[ ], (когда………..), (что………………).
Слайд 102) Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как
поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
(Н.Некрасов.)
[ ], (как……), (как……), (как……), (как……..).
Слайд 11Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Основные виды сложноподчинённых предложений с
двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Слайд 12Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
Слайд 14СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
Сложные предложения с различными
видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
В сложном
предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие при помощи подчинительных союзов, третьи – без союзов.
Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.
Слайд 151. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное,
скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту –
две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма. (Н.-Пр. )
Это сложное предложение с различными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из трёх частей, соединённых сочинительными союзами НО и И; первая часть по своему строению – сложноподчинённое предложение с придаточными условными ( с союзом ЕСЛИ), стоящим внутри главного, вторая и третья части – простые предложения.
[ ,(если…), ], но [ ], и [ ].
Слайд 162. Медленно, длинными зигзагами, поднимался караван по белому склону всё
выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму (Обр.)
Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью; первая часть – простое предложение; вторая часть – сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
[ ] ; [ ], (что……….).
Слайд 17ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала
каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)
чтобы я слышала.
Слайд 18Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
– (1)Бабуля, это к тебе,
– сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Слайд 19Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
(44)Горечь и не
очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии,
а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,
погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её
слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Слайд 20В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между
частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Маленький папа
научился очень хорошо лаять,(1) но вот чесать
ногой за ухом он никак не мог научиться,(2) хотя старался изо всех сил. – Ты
что делаешь,(3) мальчик? И чем он больше думал,(4) тем больше стыдился. Да
не с игрушечными,(5) а с настоящими!
Слайд 21Среди предложений 35-39 найдите сложное бессоюзное предложение.
Напишите его номер.
(35)
И чем больше он думал, тем больше стыдился. (36) Военный
ему
ничего не объяснил. (37) Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (38) А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (39) Когда его спросили об этом опять, он вспомнил военного и сказал:
Слайд 22Среди предложений 27-29 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным подчинением)
Напишите номер этого предложения.
(27)А девочки, словно почуяв, что их
жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней.(28) Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол…
(29)Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было…
Слайд 23Среди предложений 43-46 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(43) Временами шел
не то дождь, не то снег. (44)Платки их промокли, но пока еще грели. (45)Только ноги вконец иззябли.(46) Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную.
Слайд 24Среди предложений 58-64найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением Напишите номер
этого предложения.
(58)Стемнело.(59) Укрывши плечи мешком, они медленно брели к
дому.(60) Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала…
(61)Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки.(62) Девочки стояли. (63)Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз – высоко вздыбившаяся над бортом капуста. (64)Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана…
Слайд 25ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9 класс. Учебник
для 9 класса общеобразовательных учреждений. 25-е издание Москва «Просвещение» 2003
Демоверсия по русскому языку для 9 класса из Интернета от 10.04.2016 г.
Демоверсия по русскому языку для 9 класса из Интернета от 2015 г.(ru_2015_gia9)
Демоверсия по русскому языку для 9 класса из Интернета (Вариант 15. ОГЭ-2015)