Слайд 1Сочинение-описание
на уроках русского языка
Из опыта работы учителя русского
языка и литературы МБОУ «2-Пристанская ООШ» Еремеенко Елены Васильевны
Слайд 2Развитие речи обучающихся – важнейший аспект обучения родному языку.
Дар
слова – одна из важнейших особенностей человека, возвышающая его над
миром всего живого.
Слайд 3
В Государственной программе по русскому языку для 5 - 9
классов общеобразовательных школ авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,
Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2009 г.) говорится: «Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения».
Слайд 4Сравнительный анализ Программы по русскому языку показал, что наибольшее количество
учебных часов на развитие речи уделяется в 5 классе.
Слайд 5Количество упражнений в учебнике по классам
Слайд 6
Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением
содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.
Слайд 7
Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном,
развернутом изложении какого-либо содержания.
Школьное сочинение – творческое самостоятельное изложение учеником
своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим.
Слайд 8Типы сочинений по содержанию.
Сочинение на литературную тему
Сочинение на свободную тему.
Слайд 9Типы сочинений по источнику материала.
Сочинения о пережитом (на материале труда,
экскурсий, походов, наблюдений).
Сочинения на книжном материале (на материале картин, Фильмов,
спектаклей).
Сочинения с использованием разных источников
Слайд 10Сочинения делятся по типам текста на
Описания
Рассуждения
Повествования
Слайд 11
В сочинениях – описаниях пишущий ставит своей целью раскрыть признаки
предмета, явления, лица. Они обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Работая над
развернутым описанием, ученики выявляют признаки описываемых предметов, выделяют их существенные признаки. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Слайд 12
Ценность сочинений-описаний заключается в том, что они помогают развивать наблюдательность,
формировать умение видеть главное и второстепенное в описываемом предмете, умение
сопоставлять, сравнивать, то есть совершенствовать такие операции мыслительного процесса, как сравнение, синтез, анализ, обобщение, индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Слайд 13Перед учителем стоят сложнейшие задачи:
1. пробудить творческие
способности каждого ученика,
2.вызвать интерес
к сочинению,
3. развить соответствующие
навыки,
4.привить культуру творческого
труда, чутье языка, вкус к работе
над словом.
Слайд 14
сочинение в школе - это один из способов самовыражения; общественная
ценность его определяется тем, насколько полно, ярко оно выражает личность
автора
Слайд 15
Чтобы сочинение отвечало предъявляемым требованиям, ученик должен научиться:
Вдумываться в
тему сочинения;
Отбирать и систематизировать материал;
Овладеть навыками логического построения
текста;
Правильно и точно выражать свои мысли;
Уметь совершенствовать написанное.