Слайд 1Учитель начальных классов
МБОУ Суховской СОШ
Зубарева Ю.В.
Урок разработан по программе
«Школа России» 3 класс
на тему:
«Сочинение по картине В.А. Серова
Девочка с персиками»
Слайд 2Урок: Развитие речи.
-Чему учимся на уроках развития речи?
Вид деятельности:
сочинение.
Что такое сочинение?
Вид сочинения: описание
Что такое сочинение - описание?
Вид картины:
портрет.
-Что такое портрет?
Слайд 3Тема урока: Сочинение-описание по картине Валентина Александровича Серова «Девочка с
персиками».
Задачи урока:
Познакомиться с жизнью художника….
Внимательно рассмотреть картину «…..» и понять
её сюжет.
Составить план сочинения-описания.
Составить устный рассказ по картине с помощью таблицы.
Провести орфографическую подготовку.
Написать в тетради текст сочинения.
Слайд 4Валентин Александрович
Серов (1865 -1911) –
великий русский художник.
Автопортрет
Слайд 5Знакомство с жизнью художника.
В.А.Серов родился 19 января 1865 года в
Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась
любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.
В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.
Слайд 6В. Серов
«Девочка с персиками».
Слайд 7 На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время
в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Молодой художник написал
его летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии.
Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения.
Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая.
И Валентин Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» Она капризничала, и лукаво отвечала: «Ты же замучаешь меня... Скучно сидеть, лето...».
Слайд 8Верочка Мамонтова
«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до
смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть
живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».
Слайд 9Музей-усадьба в Абрамцево
Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же
комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее
время висит копия этого произведения.
Слайд 11
Внимательное рассматривание картины «…..» и понимание её сюжета.
Что привлекло внимание
художника, что стало предметом его описания в картине?
Какой миг из
её жизни запечатлён на картине?
Что она делает?
Где сидит?
Как сидит?
Во что одета?
Что её окружает?
Как она смотрит? Каково выражение её лица?
Какие цвета использует художник?
Почему картина названа «Девочка с персиками?»
Какую мысль выразил художник?
Какое впечатление на вас производит работа Серова В. А.?
Слайд 12Брови-
длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные
Взгляд-
внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный
Волосы-
тёмные, густые, непокорные,
непослушные, растрёпанные
Губы-
розовые, правильные, сомкнутые
Загар-
золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий
Лицо-
смуглое, девичье, детское,
живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое
Румянец-
лёгкий,нежный, розовый
Слайд 13Составление плана сочинения.
Перечислите части сочинения.
О чем мы напишем во вступлении?
Как
можно озаглавить эту часть?
О ком и чем вы будете писать в
основной части?
Озаглавим основную часть.
Выделите микротемы в основной части:
Как вы закончите сочинение?
Озаглавьте концовку сочинения.
Слайд 14Седьмое апреля.
Сочинение-описание по картине
В. А. Серова «Девочка с персиками».
План
1.
Художник В.А. Серов и его картина.
2. Описание картины:
а) Портрет девочки.
б)
Комната, озаренная светом.
в) Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
Слайд 16 В (…) комнату только что вбежала и присела за стол
(…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…)
гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо Веры похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни девочки.
(…) краски использует художник. (…) тона говорят о чистоте, нежности героини, передают (что?).
Слайд 17В светлую комнату только что вбежала и присела за стол
черноволосая, смуглолицая девочка в розовой кофточке, с черным в белую
горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В тонких, смуглых руках она держит (золотистый) персик. Нежное лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. Яркий, солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о счастливой, безмятежной жизни девочки.
Удивительные краски использует художник. Легкие, свежие тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.
Слайд 18Орфографическая подготовка.
Дев.чка, к.ртина, п.ртрет, роз.вая, кофт.чка, ч.рный, г.рошину, вол.сы, с.ребряный,
т.релка.
Б.льшие,гл.зами, с.дит, за ст.лом, ст.ит, ст.ринная, ст.не, дек.ративная, осв.щают.
Длин(нн)ые, щ.ка,
б.лосн.жная.
Держ.т.
Нож(ш).
Слайд 19Детские работы.
Передо мной картина В.А. Серова «Девочка с персиками». Это
портрет веры Мамонтовой.
На Вере розовая блузка с черным бантом в
белый горошек с приколотой гвоздикой. У девочки смуглое лицо с большими карими глазами и черными волосами. На щеках горит нежный румянец.
Вера сидит у стола в светлой комнате. В ее руках спелый персик. На белоснежной скатерти лежат бархатные персики, листья клена и серебряный нож для фруктов. На стене висит фарфоровое блюдо. Лучи солнца играют по всей комнате.
Я думаю, что В.А.Серову удалось передать нежность и обаяние Веры. Мне очень понравилась эта картина и я еще больше хочу узнать о творчестве художника.