Слайд 1Сочинение-рассуждение
на дискуссионную тему
Презентация урока развития речи в 6 классе.
Составила учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ № 92
Цапкина Б.С.
Слайд 2Ответь на вопрос:
Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи?
Какому типу
текстов соответствует каждая из представленных в таблице схем?
Слайд 5
Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры.
Например, тема взаимоотношений
родителей и детей.
Слайд 6Скажите:
Возникают ли у вас проблемы в отношениях с родителями?
Часто ли
родители бывают вами недовольны? Из-за чего?
На чьей стороне, по-вашему, бывает
правда в таких ситуациях?
Слайд 7
Посмотрите видеосюжет и прокомментируйте его.
Комментарий к слайду (для учителя): для
просмотра видеосюжета нажмите гиперссылку)
Слайд 8Выбери заголовок или придумай свой:
Кто прав?
Почему произошёл конфликт?
Так себя вести
нельзя!
Делу время – потехе час.
Кончил дело – гуляй смело!
Слайд 9Составь план своей работы
I.
II. Мальчик не прав.
1)
2)
3)
III. Вывод.
II. Мама не
во всём права.
1)
2)
3)
III. Вывод.
Слайд 10Подумайте:
Что должно быть в пункте I?
О чём надо рассказать во
вступлении?
Какой тип речи будет во вступлении?
Как строится повествование?
Слайд 11Композиция
повествования:
1. Начало события.
2. Развитие события.
3. Конец события.
Мама пришла с работы
и видит, что сын не сделал уроки, не убрал комнату,
а сам играет в компьютерную игру.
Мама стала ругать сына.
Мама и сын поссорились.
Слайд 12Составь план своей работы.
I. Вступление. Конфликт между мамой и сыном.
II.
Тезис. Мальчик не прав.
1)
2)
3)
III. Вывод.
II. Тезис.
Мама не во всём
права.
1)
2)
3)
III. Вывод.
Слайд 13Подумайте:
С какого предложения вы начнёте работу?
Можно ли начать так: «Мама
пришла с работы, а сын…»
Слайд 14Подсказка.
Можно начать так:
Родители и дети… Как часто между ними происходят
конфликты! Рассмотрим такую ситуацию…
Слайд 15Повторим средства связи частей рассуждения.
Тезис. Докажем это.
Это можно доказать так.
Почему?
И вот
почему.
II. Доказательства. Во-первых,…
Во-вторых,… В-третьих,… Например,… Допустим, что…
III. Вывод. Обобщим всё сказанное. Таким образом,… Следовательно,…
Слайд 16
О чём ещё надо помнить, чтобы сочинение получилось хорошим?
Слайд 17Памятка.
Как писать сочинение-рассуждение?
Тезис можно сформулировать в форме вопроса, можно повторить
формулировку темы, в качестве тезиса можно взять цитату.
Рассуждение
пишется от 1-ого лица.
В доказательство лучше ввести слова и выражения типа «я считаю», «по моему мнению», «я думаю». Тогда рассуждение из общего превратится в личное.
Вводные слова «пожалуй», «наверное», «может быть» и другие сделают ваш текст «помягче», и ваше мнение не будет высказано категорично.
Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Однако сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершён.
Слайд 18Этапы работы:
План
Черновик
Редактирование
Проверка
Помощь (если надо)
Чистовик
Желаю успеха!