Слайд 1Сочинение – рассуждение.
(готовимся к части C )
Урок русского языка
в 11 классе
Слайд 2Цели урока:
1.продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения;
2.систематизировать знания и умения учащихся по
созданию сочинений;
3.формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Слайд 3Дьёрдь Пойа
«…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»
Слайд 4«… если хотите научиться писать сочинения, то…
…пишите их».
Слайд 5Основная цель
Написать сочинение-рассуждение на основе текста В. Солоухина
Слайд 6Солоухин Владимир Алексеевич
Владимир Алексеевич Солоухин-русский советский писатель и поэт, видный
представитель «деревенской прозы»
Слайд 7Особенности публицистического стиля речи
Слайд 8Исходный текст
(1) 3емля — космическое тело, а
мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе
с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
З) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
Слайд 9 (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная
болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а
тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
Слайд 10Определите тему текста, основную мысль, тип и стиль речи, способ
связи слов в предложении.
Слайд 11Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Формулировка одной из проблем исходного текста;
Комментарий по выбранной
проблеме;
Формулировка позиции автора;
Аргументы за или против авторской позиции(один из литературных
источников, второй основан на жизненном опыте);
Заключение.
Слайд 12Задание: Построить предложение с глагольным управлением и записать в тетрадях(работа
по группам)
Слайд 13Определите лексическое значение слова «комментировать»
Слайд 14Виды комментария
текстуальный
концепционный
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором
в раскрытии проблемы.
При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы
текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
Слайд 15Социальные, религиозные, моральные,
этические, нравственные, философские,
экологические, национальные,
психологические.
Слайд 16Какими могут быть эти проблемы с точки зрения актуальности?
Слайд 17Что такое позиция?
Это
отношение автора к проблеме
Слайд 18Речевые клише
выражение уверенности или предположения: по моему убеждению, на мой
взгляд, автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений, что; я считаю,
что…
выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению, радует то, что…; нельзя остаться равнодушным, интересно то, что…
выражение согласия (несогласия) с мнением автора: разделяю точку зрения автора, не могу не согласиться с автором, к сожалению, вынужден буду возразить; по моему, автор упустил из виду то, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом…
Слайд 19Основные варианты вступления
Проблемный вопрос
Общие сведения об обсуждаемой проблеме
Ссылка на
авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме
Цитата из
текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой.
Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста
Создание определённого эмоционального настроя;
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста
С кратких сведений об авторе, о его творчестве
С двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли
Слайд 20Работа над заключением
обобщить информацию, сказанное;
подвести итоги размышления;
дать оценку сказанному;
дать ответ
на вопрос, если он поставлен во вступлении;
вновь привлечь внимание к
проблеме, подчеркнув ее актуальность;
призвать читателя к выполнению тех или иных задач
Слайд 21Рефлексия
Продолжите предложения:
Я получил конкретные рекомендации…
Мне эта работа была необходима…
Для меня
было недостаточно…
Слайд 22Домашнее задание
Закончить сочинение-рассуждение