Слайд 1Урок русского языка
6 класс.
Сочинение –описание
природы.
Пейзажная зарисовка.
Константинова
Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы Гимназии № 80 г. Челябинска
Слайд 3А. Н. Майков
Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди
синей;
Звездится снег; лазурный иней
На чёрных деревах блестит…..
Слайд 4Цели урока :
Познакомиться с особенностями сочинения – описания природы, его
содержанием, языковыми средствами.
Подготовиться к написанию пейзажной зарисовки.
Слайд 5Сочинение –описание
природы.
Пейзажная зарисовка.
Слайд 6 Художественное описание – это такое описание, которое даёт
образное , яркое представление. В таком описании автор даёт оценку
увиденного, собственное отношение к тому, что он описывает. Здесь отражается его настроение, мысли и чувства. Для этого автор использует слова в переносном значении, метафоры, эпитеты, сравнения.
Слайд 13Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём
он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые слова приобретают новизну и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
К.Г.Паустовский
Слайд 14Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский – выдающийся русский
композитор, автор опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балетов «Лебединое озеро»,
Спящая красавица», «Щелкунчик».
Поэтичность, необыкновенный лиризм, грациозность, нежность его музыки, а также использование народных мотивов делает его музыку близкой и понятной для всех.
Слайд 15Прослушайте известное произведение П.И. Чайковского
Какие образы рисует вам воображение?
Какое название
больше всего подходит к этой музыке?
Музыка грозовых зарниц
Звонкая песнь капели
Вальс цветов
Снежная круговерть
Танец бабочек
Слайд 16Пейзажная зарисовка – изображённая природа
(в живописи- красками, в
музыке – звуками, в литературе- словами).
Слайд 17Н.В.Гоголь
Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся
широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как
бы потеплел.
«Ночь перед Рождеством»
Слайд 18И.С.Шмелёв
Глава «Рождество» из романа «Лето Господне».
Слайд 19 ….красота- то какая! Первая звезда, а вон – другая…..Звёзд
всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз.
В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды большие, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках.
….Калитку тронешь,- так и сыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице –сугробы, горы.
….А воздух….- синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения……
Слайд 20Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём
он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые слова приобретают новизну и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать
К.Г.Паустовский
Слайд 21Советы мастеров слова:
Живи с теми же самыми
людьми и вещами постоянно, и всё равно, если ты поэт,
ты должен увидеть их так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии.
М.Пришвин
Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые.
К.Паустовский
Слайд 22Инструкция
Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
Какова будет главная мысль Вашей
зарисовки? Какие чувства Вы хотите вызвать ею у читателя?
Какие выразительные
средства языка Вы используете в своей работе?
Слайд 23 Домашнее задание:
Следуя инструкции, напишите сочинение –
описание весеннего пейзажа. Тему определите сами.
Слайд 24Урок окончен!
Спасибо за работу!
Удачи!