Слайд 1Урок – игра: Простые и сложные предложения
Подготовила Володенкова В.В.
учитель
русского языка и литературы,
Под руководством завкафедрой
русского языка и литературы
Митрофановой
Л. С.
Слайд 2Цель урока
Отработать и углубить материал по теме «Простые и сложные
предложения». Урок поможет нам свободнее ориентироваться в теме.
Слайд 3А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях»
Слайд 4Задание 1 «Синтаксический счёт»
Определите количество грамматических основ в предложении на
слух.
Слайд 5Проверь себя
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит,
Вот в
Сочельник в самый, в ночь,
Бог даёт царице дочь.
(3)
Слайд 6Проверь себя
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.(4)
Слайд 7Проверь себя
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно
умело.,
С ним одним она была добродушна, весела.(4)
Слайд 8Проверь себя
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала,
Тужит бедный царь
по ней.(3)
Слайд 9Проверь себя
Долго царь был неутешен,
Но как быть, и он был
грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.(5)
Слайд 10Проверь себя
Постой,-
Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней
глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный.(5)
Слайд 11Задание 2 «Синтаксические карлики»
Что это такое? Это коротенькие предложения, состоящие
из 2-3 слов. Многие школьники не замечают «карлика» в составе
сложного предложения и не выделяют его запятыми. Поучимся находить такие карлики.
Слайд 12
Известно, что участники первых лунных экспедиций подвергались по возвращении из
космоса многодневному карантину, чтобы не занести на Землю «лунные микробы».
Умение ориентироваться по слуху подсказывает китам, куда плыть. Никто в детстве не знает точно, кем он будет, когда вырастет.
Слайд 13Проверь себя
Ветер ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине
море
Всюду веешь на просторе.
Слайд 14Проверь себя
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет
Нет
как нет
Он горько плачет.
Слайд 15Проверь себя
Коли лгу пусть бог велит
Не сойти живой мне с
места.
Слайд 16Проверь себя
Но скажи как можно ей
Быть во всем меня милей?
Слайд 17Проверь себя
Ты конечно спору нет
Ты царица всех милее
Всех румяней и
белее.
Слайд 18Проверь себя
Ясный месяц продолжал
Погоди о ней быть может ветер
знает.
Слайд 19Задание 3
«Граница и пограничники»
Найти границу между предложениями помогают слова
- ориентиры. Мы называем их «пограничниками».
Пограничники могут показать нам, где
ставить запятую, даже если перед нами не целое предложение, а его часть.
Слайд 20Проверь себя
…образовался мел которым мы…..
…сосуд крышка которого…
…всё это слёживалось и
масса…
…рассказали много из того что знают учёные…
…река по обе стороны
которой росли….
…морское дно поднялось и слои мела…
Слайд 21Задание 4
«Опасные союзы»
К встрече с опасными союзами при письме
нужно относиться как к сигналу: «Осторожно! Разберитесь в предложении!»
Самый опасный
из них И.
Слайд 22Задание
Задание командам:
1. найти 10 предложений с союзом и, где и
связывает простые предложения в составе сложного,
2. Найдите 10 предложений, где
и соединяет однородные члены.
Слайд 23Задание 5 «Придумай предложение»
На этом этапе игры вам предстоит составить
сложное предложение по данному началу. Условие – каждое последующее предложение
в составе сложного должно начинаться с одного из предложенных союзов, использованные предшественником союзы не повторять. Все предложения в составе сложного должны быть связаны по смыслу.
Слайд 24Задание
Что, чтобы, потому что, где, когда, если, как, так как,
какой, который, тогда.
С невестою своей обвенчался Елисей…
Вдруг сердито под крыльцом
пёс залаял…
Слайд 25Домашнее задание.
Возьмите распечатанный отрывок из сказки Пушкина,
Пронумеруйте все
предложения,
Определите простые и сложные,
Посчитайте количество простых и сложных предложений.
Слайд 26Выразите свое отношение к тому, что мы делали сегодня на
уроке, продолжив предложения:
Сегодня мне было интересно узнать….
Я никогда раньше не
задумывался над тем….
На следующих уроках мне пригодится….
На уроке у меня возникла проблема….
Слайд 27Проверь себя
образовался мел, которым мы…..
Сосуд, крышка которого…
всё это слёживалось, и
масса…
рассказали много из того, что знают учёные…
Река, по обе стороны
которой росли….
морское дно поднялось, и слои мела…
Слайд 28Проверь себя
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине
море,
Всюду веешь на просторе.
Слайд 29Проверь себя
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет,
Нет
как нет,
Он горько плачет.
Слайд 30Проверь себя
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с
места.
Слайд 31Проверь себя
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Слайд 32Проверь себя
Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и
белее".
Слайд 33Проверь себя
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; о ней быть может ветер
знает.»