Слайд 1Словообразование.
Состав слова.
Основные
способы словообразования
Слайд 2выяснить, что такое словообразование и какова его функция, какие существуют
единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
решать задания в
тестовой форме
(по типу ЕГЭ);
учиться правильно выполнять словообразовательный разбор слова;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
ЦЕЛИ УРОКА:
Слайд 3«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится
жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со
взглядом в завтра…»
В. Песков
Эпиграф к уроку
Слайд 4по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть
слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
по вертикали:
2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Кроссворд.
Слайд 51. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ
3. РАСШИРЕНИЕ
СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ
Слайд 81. Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник,
малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
Проверь себя
Слайд 102. Распределите слова на две группы:
1) слова с нулевым окончанием;
2) слова, не имеющие окончания.
Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч,
сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть
Проверь себя
Слайд 123. Распределите слова на две группы по функции
выделенных морфем:
1) слова со словоизменительными морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, велич-айш-ий, волч-ий
Проверь себя
Слайд 161. В каком ряду все слова однокоренные?
1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2)
кусать, закуска, вкусный;
3) воспитать, питание, подписка;
4) утроить, третий, трефовый
Слайд 172. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?
1) Прямиком,
берегом, творогом;
2) одно, полотно, шестеро;
3) издавна, чиста, комната;
4) четыре, поверье,
вскоре
Слайд 183. В каком ряду все слова
не имеют окончания?
1) Крюк,
номер, насквозь;
2) мышь, здесь, четверо;
3) издавна, заново, лишь;
4) напрокат, самокат,
вдоволь
Слайд 194. В каком слове выделяются
два окончания?
1) Синеглазый;
2) кто-либо;
3) шестьдесят;
4)
кафе-бар
Слайд 205. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются
словоизменительными (формообразующими)?
1) Наи-меньший, под-бежать, по-больше;
2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
3) бережн-ее, чита-л-а,
издавн-а;
4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей
Слайд 216. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются
словообразовательными?
1) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый;
2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;
3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и;
4)
быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей
Слайд 227. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1)
Надеть, надежный, надпись;
2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;
3) надежный, надбровье, надкусить;
4) надвинуть,
надрезать, надводный
Слайд 238. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-?
1)
Подворотня, подкрылок, неподражаемый;
2) подреберье, подробный, неподкупный;
3) неподсудный, подлесок, подарок;
4) неподвластный,
подследственный, наподдать
Слайд 249. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?
1)
Тратите, поднесите, толкните;
2) хотите, красите, согните;
3) стоите, караулите, позволите;
4) берегите,
подчеркните, соберите
Слайд 2510. В каком слове есть
суффикс -чик-?
1) Пончик;
2) зайчик;
3) ключик;
4)
грузчик
Слайд 271 строка 1 существительное
тема
2 строка 2 прилагательных характеризуют
тему
3 строка 3 глагола выражают ваше отношение
4 строка Предложение итог
5 строка Слово или словосочетание вывод
Синквейн
Слайд 28 Загадка
Корень мой находится
в цене
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в
тетрадке вы встречали,
Всё же – в дневнике или журнале.