Слайд 1Презентация к уроку русского языка
в 11 классе по теме
«Способы передачи чужой речи»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и
литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край
г.Чита, 2016 г.
Слайд 2Прочитай предложения
проанализируй
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный
навык».
2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По
словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Слайд 4Проверь!
Тема:
«Способы передачи чужой речи»
Учебные задачи:
научиться находить и объяснять
способы передачи чужой речи,
расставлять знаки препинания в предложениях с косвенной
речью, прямой речью, в предложениях с вводными словами.
Слайд 5Способы передачи чужой речи
1
Прямой речи
2
Косвенной речи
4
Дополнения с предлогом О
3
Вводных слов
Слайд 6Способы передачи чужой речи
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/467d8a61-8ae2-4d3c-8aed-5328790bfbda/[RUS9_217]_[IA_092].swf
Слайд 7Что такое прямая речь?
Что такое косвенная речь?
Слайд 8Что такое прямая речь?
Что такое косвенная речь?
Слайд 9Проверь!
Прямая речь – это точная передача чужого высказывания
Косвенная речь –
это передача чужого высказывания от лица говорящего.
Косвенная речь имеет форму
сложноподчинённого предложения.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.
Слайд 10Прямая и косвенная речь
Интерактивная таблица
Прямая и косвенная речь
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3cf9d35f-6f17-4f3c-9517-767125215991/[RUS9_219]_[IA_124].swf
Слайд 12Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где
первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная
(чужая) речь (придаточное предложение).
СРАВНИТЕ
1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»
2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.
Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Слайд 13Закрепление
Каким способом передана чужая речь?http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bced263c-9d0d-4cc9-a25d-b65fa1994f4c/[RUS9_217]_[QS_098].html
Слайд 14Преобразуйте прямую речь в косвенную
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa360f79-f31b-401f-b2e4-19e8d1e02c3d/[RUS9_219]_[IM_125].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7bf69e8-5780-4f05-9d7a-3160e61a1276/[RUS9_219]_[IM_126].swf
Слайд 15Закрепление
Найдите в предложениях чужую речь.
Скажите, что на неё указывает.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/903edb6b-9bb7-46ff-b58b-79b49f021e72/[RUS9_217]_[IM_093].swf
Найдите в предложениях чужую речь или указание на её тему.
Скажите, что на неё указывает.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5abb5681-f32c-47b1-876a-dc98ba7a4180/[RUS9_217]_[IM_094].swf
Слайд 16Оформление прямой речи
на письме
1) А : « П. »
4) « П », - а
2) А : « П! » 5) « П !» - а
3) А : « П? » 6) « П ?» - а
7) « П, - а, - п.»
8) « П, - а. - П.»
9) « П ? – а. – П.»
10) « П ! – а. – П.»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3630538f-e83d-441b-b75a-29795944a198/[RUS9_218]_[IA_108].swf
Слайд 17Найти предложения с прямой речью
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2e358c5-963f-4c6d-9ce3-4820cc64e12c/[RUS9_218]_[IM_110].swf
Определите соответствие предложений с прямой речью
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/45511028-8c9c-4cab-889e-3d8d77cbc0db/[RUS9_218]_[IM_109].swf
Слайд 18Найдите предложения с прямой речью.
Выпишите их, расставьте знаки препинания.
1.Что
с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том
что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Слайд 19Замените прямую речь косвенной
«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой
знакомый.
Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»
Слайд 20
Расставьте знаки препинания в предложениях
1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим
позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку
вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
Слайд 21Подведение итогов
Рефлексия
Продолжите фразу
Это урок помог мне понять …
Назовите способы
передачи чужой речи
Какие знаки препинания ставятся?
Слайд 22Источники:
Сайт «Единая колекция ЦОР»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/?interface=catalog&class[]=51&subject[]=8
«Русский язык 9 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций (автор Разумовская М.М., Львова С.И, Капинос В.И под
редакцией доктора пед. наук профессора М.М. Разумовской, профессора П.А. Леканта)