Разделы презентаций


Способы словообразования. Морфемные способы образования слов

Содержание

Цель урока:научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Способы словообразования
Морфемные способы
образования слов
Тема:
Выполнила:
Фадеева Ольга Ростиславовна
учитель русского языка

и литературы
(высшая категория)
МБОУ Гремячевская школа №2

Способы словообразованияМорфемные способыобразования словТема:Выполнила: Фадеева Ольга Ростиславовна учитель русского языка и литературы(высшая категория)МБОУ Гремячевская школа №2

Слайд 2Цель урока:
научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

Цель урока:научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

Слайд 32 пути пополнения лексики:
заимствования
образование слов

из средств самого языка
?

2 пути пополнения лексики:заимствованияобразование слов

Слайд 4-гриб-
ок

-гриб-ок

Слайд 5 Словообразование –
это раздел языкознания,
в котором изучаются


способы
образования

слов.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы      образования

Слайд 6









вода
водяной
водица


водопад
подводный
водичка
водник
наводнить
подводник
водянистый
водомёт
водный
водопад
водопровод

водаводянойводица водопад подводный водичкаводникнаводнитьподводникводянистыйводомётводныйводопадводопровод

Слайд 7Запомни!
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.

Основа

образованного слова называется производной, и само слово с этой основой

называется производным.

Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Запомни!Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово

Слайд 8Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от

этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса

–иц-
( вод+ -иц - водица), тогда основа вод-а выступает как производящая, а основа нового слова водиц-а – оказывается производной
Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением

Слайд 9МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ
ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ:

Суффиксальный

приставочный

приставочно - суффиксальный

бессуффиксный

МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ     ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

Слайд 10Суффиксальный способ
стол
стол ик
Словообразовательная модель:
основа производящего слова


+ ик
Словообразовательный разбор:
Стол ик
стол

Суффиксальный способ стол стол  икСловообразовательная модель:основа производящего слова    + икСловообразовательный разбор:Стол икстол

Слайд 11Примеры:
конфета + -к- →

конфетка
Производящая

производная основа
основа
мебель + -н- → мебельный
Производящая основа производная основа

уголь + -щик-→ угольщик
Производящая основа производная основа

умный + -еньк- → умненький
Производящая основа производная основа

белый + -е- → белеть
Производящая основа производная основа
Примеры:конфета    + -к- →    конфеткаПроизводящая

Слайд 12Приставочный способ
смел ый
не смел

ый
Словообразовательная модель:
Не + прилагательное
Словообразовательный разбор:
Не смел ый

смел ый
Приставочный способ  смел   ый не  смел   ыйСловообразовательная модель:Не + прилагательноеСловообразовательный разбор:Не

Слайд 13Примеры:
пра + родина → прародина(существительное)
Производящая основа

производная основа

пре + мудрый → премудрый(прилагательное)
Производящая основа производная основа

про + читать → прочитать (глагол)
Производящая основа производная основа
/ /
не + когда → некогда (наречие)
Производящая основа производная основа
Примеры:пра + родина   →  прародина(существительное)Производящая основа

Слайд 14Физминутка.

Физминутка.

Слайд 15Приставочно-суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ
Словообразовательная модель:

основа

производящего
слова

Словообразовательный разбор

у закон и ть закон

у закон и ть

ть

у

+

и

Приставочно-суффиксальный способПриставочно-суффиксальный способСловообразовательная модель:

Слайд 16Примеры:
за + штор + и ть → зашторить
Производящая

основа

производная основа


со + труд + ник → сотрудник
производящая основа производная основа

Примеры:за + штор + и ть  →  зашторитьПроизводящая основа

Слайд 17ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА СЛОВАМИ:

СТОЛ,

ПЕРЕХОД,
ТРАВА,

ДОМ,
ЗАПЛЫВ
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА СЛОВАМИ:СТОЛ,        ПЕРЕХОД,

Слайд 18ПЕРЕХОДИТЬ
ПЕРЕХОД И
ЗАПЛЫВАТЬ
ЗАПЛЫВ А

ПЕРЕХОДИТЬПЕРЕХОД ИЗАПЛЫВАТЬЗАПЛЫВ А

Слайд 19Бессуффиксный способ
Словообразовательная модель:



Словообразовательный разбор:

поднос

подносить

поднос

поднос и ть

и

основа
производящего слова -

Бессуффиксный способСловообразовательная модель:      Словообразовательный разбор: поднос

Слайд 20Схема словообразовательного разбора.
1.Поиск производящего слова
2.Выделение словообразовательной морфемы
3. Определение способа словообразования

Схема словообразовательного разбора.1.Поиск производящего слова2.Выделение словообразовательной морфемы3. Определение способа словообразования

Слайд 21Словообразовательные словари показывают, как образованы слова.
Из словообразовательных словарей следует

назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978).

Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения.
Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например:
слаб(ый) <- слаб-е-ть< - о-слабеть <- ослабле-ни[jэ]
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.

Слайд 22Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
У меня получилось…
Было интересно…
Мне сегодня

особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Я знаю, что нужно ещё поработать

над тем,…
Рефлексия учащихсяЯ вспомнил, что…Я узнал…Я понял…У меня получилось…Было интересно…Мне сегодня особенно понравилось…Вызвало затруднение…Было сложно… Я знаю, что

Слайд 23Оцените ваше
эмоциональное состояние

по окончании урока.

1

2

3

4

5

Оцените ваше     эмоциональное состояние

Слайд 24Домашнее задание.
Для всех: §26 (стр.57), записи на рабочем листке.
1 группа:

задания на рабочем листке;
2 группа: упр.126;
3 группа: подберите из произведений

художественной литературы 10 - 15 слов с разными способами морфемного словообразования

Желаю успеха !

Домашнее задание.Для всех: §26 (стр.57), записи на рабочем листке.1 группа: задания на рабочем листке;2 группа: упр.126;3 группа:

Слайд 25 Использованные

источники
1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376
2. Богданова Г.А. Уроки

русского языка в 6 кл. –М.,Просвещение, 2012
3. Бурмако В.М. Русский язык в картинках.- М., Просвещение., 1991
4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
5. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309
6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999.
7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997.
8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001.
9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь
русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
10. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. –М., Просвещение, 1989
Использованные источники1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урокаhttp://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13762.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика