Слайд 1Способы словообразования
Морфемные способы
образования слов
Тема:
Выполнила:
Фадеева Ольга Ростиславовна
учитель русского языка
и литературы
(высшая категория)
МБОУ Гремячевская школа №2
Слайд 2Цель урока:
научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.
Слайд 32 пути пополнения лексики:
заимствования
образование слов
из средств самого языка
?
Слайд 5 Словообразование –
это раздел языкознания,
в котором изучаются
способы
образования
слов.
Слайд 6
вода
водяной
водица
водопад
подводный
водичка
водник
наводнить
подводник
водянистый
водомёт
водный
водопад
водопровод
Слайд 7Запомни!
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа
образованного слова называется производной, и само слово с этой основой
называется производным.
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Слайд 8Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от
этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса
–иц-
( вод+ -иц - водица), тогда основа вод-а выступает как производящая, а основа нового слова водиц-а – оказывается производной
Слайд 9МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ
ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
Суффиксальный
приставочный
приставочно - суффиксальный
бессуффиксный
Слайд 10Суффиксальный способ
стол
стол ик
Словообразовательная модель:
основа производящего слова
+ ик
Словообразовательный разбор:
Стол ик
стол
Слайд 11Примеры:
конфета + -к- →
конфетка
Производящая
производная основа
основа
мебель + -н- → мебельный
Производящая основа производная основа
уголь + -щик-→ угольщик
Производящая основа производная основа
умный + -еньк- → умненький
Производящая основа производная основа
белый + -е- → белеть
Производящая основа производная основа
Слайд 12Приставочный способ
смел ый
не смел
ый
Словообразовательная модель:
Не + прилагательное
Словообразовательный разбор:
Не смел ый
смел ый
Слайд 13Примеры:
пра + родина → прародина(существительное)
Производящая основа
производная основа
пре + мудрый → премудрый(прилагательное)
Производящая основа производная основа
про + читать → прочитать (глагол)
Производящая основа производная основа
/ /
не + когда → некогда (наречие)
Производящая основа производная основа
Слайд 15Приставочно-суффиксальный способ
Приставочно-суффиксальный способ
Словообразовательная модель:
основа
производящего
слова
Словообразовательный разбор
у закон и ть закон
у закон и ть
ть
у
+
и
Слайд 16Примеры:
за + штор + и ть → зашторить
Производящая
основа
производная основа
со + труд + ник → сотрудник
производящая основа производная основа
Слайд 17ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА СЛОВАМИ:
СТОЛ,
ПЕРЕХОД,
ТРАВА,
ДОМ,
ЗАПЛЫВ
Слайд 18ПЕРЕХОДИТЬ
ПЕРЕХОД И
ЗАПЛЫВАТЬ
ЗАПЛЫВ А
Слайд 19Бессуффиксный способ
Словообразовательная модель:
Словообразовательный разбор:
поднос
подносить
поднос
поднос и ть
и
основа
производящего слова -
Слайд 20Схема словообразовательного разбора.
1.Поиск производящего слова
2.Выделение словообразовательной морфемы
3. Определение способа словообразования
Слайд 21Словообразовательные словари показывают, как образованы слова.
Из словообразовательных словарей следует
назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978).
Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения.
Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например:
слаб(ый) <- слаб-е-ть< - о-слабеть <- ослабле-ни[jэ]
Слайд 22Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
У меня получилось…
Было интересно…
Мне сегодня
особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Я знаю, что нужно ещё поработать
над тем,…
Слайд 23Оцените ваше
эмоциональное состояние
Слайд 24Домашнее задание.
Для всех: §26 (стр.57), записи на рабочем листке.
1 группа:
задания на рабочем листке;
2 группа: упр.126;
3 группа: подберите из произведений
художественной литературы 10 - 15 слов с разными способами морфемного словообразования
Желаю успеха !
источники
1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376
2. Богданова Г.А. Уроки
русского языка в 6 кл. –М.,Просвещение, 2012
3. Бурмако В.М. Русский язык в картинках.- М., Просвещение., 1991
4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
5. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309
6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999.
7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997.
8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001.
9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь
русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
10. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. –М., Просвещение, 1989